Строительный бизнес обходится без франшиз

В России растет интерес к бизнесу по франчайзингу. Однако работа под чужим брендом остается слабо представленной в строительной сфере. Рост популярности франшиз в данном сегменте, считают эксперты, может произойти только на фоне активного подъема строительства в регионах и улучшения общей экономической ситуации в стране.

 

Рынок франчайзинга в России по итогам 2014 года должен вырасти на 15%. Так считают его основные игроки, полагающие, что на фоне общего спада бизнес-активности в стране ожидаемый подъем является хорошим результатом. Предполагается, что на рынке будет представлено около 1500 франчайзинговых предложений, большинство из которых будут составлять бренды ретейлеров, рестораторов и представителей сферы услуг.
Сейчас, по оценке экспертов, доля франшиз по открытию различного рода производств из всего их объема составляет 15%. Объем предложений франшиз конкретно в сфере строительства и того меньше – около 5%. Правда, в данный показатель не входят открываемые по франшизе агентства недвижимости и магазины строительных материалов.
По словам президента НП «Ассоциация домостроительных технологий SIP» Сергея Цыгаменко, в строительной сфере организовать франшизу значительно труднее, чем в сфере торговли или питания. Это связано с большими трудозатратами в строительстве, отсутствием профессионально подготовленных кадров, а также сложными климатическими условиями в большинстве регионов России.

Без уникальных технологий

С такими доводами согласен и заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Мельников, курирующий кредитование малого и среднего бизнеса, в том числе и в сфере франчайзинга. Банкир полагает, что также фактором неразвитости франшиз в строи­тельстве можно считать сравнительно небольшое количество уникальных технологий, применяемых в данной отрасли. «В ряде случаев потенциальным строительным франчайзерам проще открыть дочернюю организацию, а компаниям-франчайзи работать под своим брендом, если производственный бизнес является достаточно типовым. Кроме того, сам строительный бизнес имеет высокую точку входа, что также снижает привлекательность франчайзинга в данной сфере», – отмечает он.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Антона Сороко, также на низкую долю строительных франшиз влия­ет монополизация целого ряда секторов в строительной отрасли. А также специфическая законодательная база, не позволяю­щая работать небольшим строительным компаниям по схеме фран­чайзинга.
Тем не менее, по словам господина Цыгаменко, при четко выработанной модели продвижения бизнеса франшиза в строительстве может работать и быть достаточно прибыльной для каждой из сторон. В частности, отмечает он, смогла найти свою нишу на рынке франшиза производства и продвижения «СИП-панелей» под торговой маркой «Экопан», активно развивающаяся сейчас в регионах.
Специалист советует бизнесменам, планирующим организацию производства по франшизе, предварительно оценить стои­мость затрат на организацию бизнеса, срок окупаемости, определить, какова поддержка в получении заказов и раскрутке, а также покупательский спрос на продукцию или услугу в регионе.
«К примеру, Ленинградская область, Карелия, Московская область – регионы, где всегда наблюдается интерес у заказчиков к деревянным домам. Тем более что у соседних северных стран деревянные дома – вообще норма жизни. А вот южные регионы, напротив, склонны строить дома из кирпича, так как он исторически им ближе. Следовательно, кирпич или бетон легче будет там продвигать», – поясняет Сергей Цыгаменко.

Драйвер роста

В целом, по мнению опрошенных экспертов, серьезный рост предложений и востребованности франшиз в строительстве может произойти только на фоне активного подъема рынка данной отрасли в регионах. Но пока, считают специалисты, при общей стагнации российской экономики ожидать серьезного подъема строительства в ближайшее время не стоит.
В долгосрочной перспективе, полагает Артем Сороко, с учетом позитивных темпов роста потребительского сектора, где преимущественно представлены франчайзинговые проекты, рост франшизовых предложений можно будет ожидать и в строительстве. В том числе важным драйвером роста могла бы выступать экспансия на российский рынок крупнейших зарубежных производственных строительных компаний, для которых концессия является одной из наиболее рациональных моделей организации бизнеса.

рубрика: Стиль бизнеса
автор: Максим Еланский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.