Василий Мурашкин: «Стройка не готова к лицензированию»
Исполнительный директор СРО НП «Союз профессиональных строителей» Василий Мурашкин рассказал «Строительному Еженедельнику» о сокращении объемов госзаказа в области и о шансах архангельских компаний поработать на проектах освоения Арктики.
– Насколько остро стоит проблема загрузки работой местных строительных компаний?
– Могу сказать одно: работы для местных предприятий с каждым годом становится все меньше и меньше. Если в регионе и появляются какие-то объемы по строительству или ремонту, то они отдаются в основном крупным компаниям из Москвы и Петербурга. Но эта проблема, на мой взгляд, характерна для всех российских регионов.
– Не от того ли, что местные просто не потянут такой объем?
– Вопрос риторический, его можно рассматривать под разными углами. Дело в том, что если бы эти контракты брали наши организации, они бы успешно работали. Какой смысл держать людей, мощности и технику в надежде, что что-то где-то тебе перепадет? Отсутствие работы ведет к отсутствию мощностей, а если появится работа, уверен, строители найдут возможности за нее взяться. Местным компаниям ничего не остается делать, кроме как идти на субподряд. Но на объекте прежде всего зарабатывает подрядчик, субподряд получает по остаточному принципу.
– Сейчас в области больше госзаказа или есть частный?
– Поймите, сейчас в регионе, по сути, денег нет. И объем как государственного, так и муниципального заказа постепенно сокращается. Что касается структуры заказов, то есть и госзаказ, и частный, но общие объемы работ очень малы. Работы хватает далеко не всем.
– Как Союз профессиональных строителей участвует в жизни входящих в СРО организаций?
– Во-первых, мы проводим обучающие семинары, проводим конкурсы профессионального мастерства, бесплатно обучаем специалистов. Есть программа в НОСТРОЙ, в рамках которой были выбраны базовые ресурсные центры по регионам, такой центр есть и у нас. Для базовых центров выделяются денежные средства на обучение рабочим специальностям. Наряду с НОСТРОЙ и самими организациями мы софинансируем эти мероприятия.
– Как обстоит дело с кадровой обеспеченностью стройки?
– Дело, как и везде сейчас, обстоит очень плохо. Пытаемся исправить ситуацию обучением нашей молодежи, путем переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов. Средний возраст у нас по стройке – около 40 лет.
– Есть ли шанс у местных организаций поучаствовать в крупных проектах по освоению Арктики, которые сейчас заявлены на российском Севере?
– Я думаю, что такой перспективы у местного стройкомплекса нет. Дело в том, что на работы по этим объектам от каждой организации требуют как минимум 500 человек высококвалифицированных специалистов. Кто согласится отослать практически весь свой штат на Ямал? Нет, желающие, может, и появятся, но нужно понимать, что если мы возьмем два, три, пять предприятий и начнем их готовить для этих работ – кто останется в Поморье? У нас на всю область примерно столько специалистов и есть. В этих проектах есть плюсы и минусы. Плюс в том, что мы обеспечим работой наши организации, пусть объекты и расположены довольно далеко, а минус – мы оголим, обескровим весь наш строительный рынок.
Некоторое время назад ко мне приходили с этими проектами, и я предложил такой вариант: в нашей СРО есть достаточно большие компании, с приличными мощностями, которые базируются в Москве. И мы предлагали пустить их на арктические объекты как локомотив, а к ним в качестве состава на субподряд «прицепить» наши архангельские компании. Этот вариант был бы приемлем, потому что москвичи могут взять любой объем работы, а наши организации взяли бы на себя столько работы, сколько смогут. Но люди, которые предлагали работы на Ямале, хотят видеть на подряде именно архангельские компании, хотят, чтобы были задействованы именно наши строители. Но местный стройкомплекс не потянет такой объем работ.
– Архангельская область первым из регионов СЗФО вступила в федеральную программу «Жилье для российской семьи». Игорь Орлов пообещал в течение нескольких лет построить в регионе дополнительно 240 тыс. кв. м жилья. Осуществимы ли эти планы?
– Я не могу сейчас прямо сказать все, что думаю, но отмечу, что в области строить жилье по цене покойного Минрегионразвития РФ нереально. Коммерческое жилье, которое строится в области, стоит около 60-70 тыс. рублей за «квадрат» и выше. Жилье у нас скоро будет стоить дороже, чем в Петербурге. У нас очень дорогая инженерия – это один факт, отсутствие предложения – другой.
– Как оцениваете возможность возврата к лицензированию, которое провозгласил Минстрой РФ?
– Я могу сказать одно: это большая ошибка. К лицензированию возвращаться нельзя ни в коем случае, ведь вся структура саморегулирования только-только начала выстраиваться. Это новое дело, которое нельзя бросать на середине. Да, где-то у нас есть недочеты, где-то перегибы, но в целом при саморегулировании мы смогли увеличить объемы строительства вдвое. Сейчас динамика стройки уже превзошла показатели, которые были в СССР. Да, у саморегулирования есть оппоненты, которые говорят, что при саморегулировании повысилась смертность и т. д. Но и работы, объектов, рабочих у нас стало больше. Все взаимосвязано. Кроме того, у нас до конца еще не выработаны вопросы взаимодействия государства и саморегулирования. СРО вроде как и при государстве, а вроде как и нет. Это некая прослойка между властью и бизнесом, и в результате критику мы получаем как от тех, так и от других. А по большому счету всю работу делаем именно мы, хоть нас и обвиняют в том, что кроме выдачи бумажек с допусками мы ничего не делаем и ни за что не отвечаем – это как раз случай лицензирования. Для примера, у меня по 200 дней в году одних командировок, это говорит о том, что мы ездим по предприятиям, проводим постоянный контроль и проверки.
Сегодня мы просто не готовы к лицензированию. Даже если министр очень захочет, он не сможет это провернуть. Представим на минуту, что с 1 ноября мы отменим систему СРО, но кто придет управлять стройкой? Каким госструктурам это поручат, что это будут за люди? Те, кто занимался этим пять лет назад, уже не вернутся, а если мы наберем новых, это будет кошмаром для строительного комплекса страны. Придут непрофессионалы, которые будут конвейером выдавать лицензии. Количество некачественного подряда только возрастет. Ведь что такое лицензия – это обычная услуга, которая легко покупается через каждые пять лет. Я хорошо помню времена лицензирования – коррупционная составляющая была очень сильна.