Строительная техника буксует на евро

Санкции США и ЕС на поставку бурового оборудования в Россию пока не повлияли на работу петербургских метростроительных и дорожно-строительных предприятий, закупающих технику за рубежом. Впрочем, участники рынка отмечают, что проблемы с закупкой иностранной техники могут возникнуть из-за нестабильности российского рубля.

 

В конце июля Евросоюз ввел запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для разработки и добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевых месторождениях. При этом для продукции двойного назначения применяется разрешительный порядок экспорта, а для специфического нефтяного оборудования оговорен полный запрет.
В запретном списке широкий перечень высокотехнологичных труб нефтяного сортамента (OCTG) – бесшовные, бурильные, обсадные, насосно-компрессорные трубы; оборудования для бурения и обустройства скважин. Запрещено поставлять в Россию мобильные буровые установки, плавучие и подводные платформы для разведки и добычи, плавучие краны и другие вспомогательные суда.

Докопаться до метро

Европейское оборудование для бурения и обустройства скважин используется при строительстве городского метро.
В компании «Метрострой», которая является монополистом на рынке метростроения Петербурга, сообщили, что санкции США и ЕС на поставку бурового оборудования в Россию никак не повлияют на работу по прокладке подземки. Компания сотрудничает с немецкой компанией Herrenknecht, специализирующейся на поставке проходческих щитов и комплектующих к ним. В частности, сейчас двухпутный горнопроходческий щит этой компании строит ветку Фрунзенского радиуса от станции «Южная» до «Международной». В недавнем интервью газете Mittelbadische Presse основатель фирмы Мартин Херренкнехт высказался против санкций и заявил, что выступает за укрепление и расширение связей с Россией.
Как говорят в «Метрострое», предприя­тие намерено приобрести у немцев еще один режущий орган для щита, чтобы построить перегонный тоннель продолжения Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Беговая» (конкурс на выполнение работ еще не проведен).
«При необходимости «Метрострой» может также рассмотреть вопрос о приобретении щитов для проходки однопутных тоннелей стандартного диаметра 5,6 м, оборудования для сооружения вертикальных стволов, а также другой специализированной проходческой техники», – говорят в компании. Как рассказали в «Метрострое», пока никаких ограничений на покупку новой техники не поступало, в компании уверены, что санкции Запада не помешают приобрести данное оборудование.
В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры сообщили, что для города в первую очередь важна своевременность и качество выполнения работ, какую технику закупает подрядчик для выполнения работ, значения не имеет.

Русские идут

Что касается дорожного строительства, то доля использования зарубежной техники на объектах сравнительно мала, говорит аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. По его мнению, постепенно российская продукция сможет полностью заместить европейские аналоги.
«Доля использования иностранной техники, попавшей в санкционный список и используемой для строительства метро, достаточно низка. Если оценивать дальнейшие перспективы, то, учитывая общую направленность правительства России к импортозамещению, постепенно зарубежное оборудование и товары, используемые при строительстве, будут замещаться отечественной техникой. Впрочем, тут есть одна особенность. Дело в том, что российские аналоги оборудования, как правило, дороже, чем зарубежные. В целом благодаря ситуации с ослаблением рубля конкурентоспособность отечественного производства вырастет, но процесс может несколько растянуться», – прогнозирует эксперт.
В целом рынок дорожно-строительной техники начал активно развиваться только несколько лет назад. Этот сегмент рынка, сильно пострадавший во время кризиса из-за снижения объемов продаж и сокращения новинок модельных рядов, начал восстанавливаться только в прошлом году, говорят наблюдатели.
Особенно востребованы на рынке фронтальные погрузчики, сочлененные самосвалы и гусеничные экскаваторы, произведенные в Европе и США. Существенную долю на рынке занимает техника компаний Volvo, JCB, Liebherr. Городские подрядчики пока не испытывают сложностей с закупкой этой техники.
Генеральный директор ЗАО «ПО «Воз­рождение» Сергей Новиков признается, что у дорожных строителей все же могут возникнуть проблемы с поставкой запасных частей для иностранной техники или обновлением парка.
«Как правило, на всех объектах сейчас работает импортная техника. В будущем из-за нестабильности валюты могут возникнуть проблемы с поставкой запасных частей или же обновлением парка импортной техники, в том числе кранов большой емкости, вибропогружателей, сваебойных буровых установок. Вся эта техника в России производится не столь высокого уровня и качества, как в Европе», – считает он.

Мнение:

Дмитрий Тюрин, генеральный директор «Мостострой № 6»:

– На сегодняшний день мы не испытываем серьезных проб­лем с закупкой европейской техники. Если искать аналоги, то в последнее время в качестве серьезно подтянулась китайская техника. Конечно, пока ее сложно сравнивать с европейской, но в сегменте, например, тяжелых кранов появились качественные аналоги. Свою функцию на объектах они выполняют хорошо.

рубрика: Санкции
автор: Татьяна Соколова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.