«Беспокоиться стоит тем, кто шел на существенные нарушения»

Принятые в ноябре этого года поправки в Градостроительный кодекс РФ предполагают существенную модернизацию системы саморегулирования. Руководители строительных компаний опасаются, что «зачистка» рынка от недобросовестных СРО обернется дополнительными расходами и проверками.

 

С другой стороны, строители заинтересованы в изменении отношений с госзаказчиком на всех этапах взаимодействия – от формирования цены контракта до расчетов за его исполнение. Об участии саморегулируемых организаций в изменении правил игры размышляет президент СРО НП «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок.

– Виктор Валентинович, насколько оправданы опасения строителей в отношении изменения правил регистрации и закрытия СРО?
– Это не самый простой вопрос. Закон только что принят, и пока не до конца понятно, как он будет работать. Национальному объединению строителей совместно с Ростехнадзором и Минстроем еще предстоит разработать соответствующие регламенты и утвердить порядок принятия решений. Пока предлагается схема, при которой решающее значение будет иметь позиция региональных окружных конференций строительных СРО.
Беспокоиться стоит тем, кто при получении допуска СРО сознательно шел на существенные нарушения, и тем, кто принял решение о вступлении в ту или иную СРО несколько бездумно. На мой взгляд, неожиданностей здесь не будет. Кроме того, НОСТРОЙ обещает заблаговременно извещать членов СРО, идущей на исключение, о возможных проблемах. Думаю, что у строителей есть и будет возможность адекватно оценить ситуацию и принять верное решение.
В сложившейся экономической ситуации государство хочет знать о реальном количестве квалифицированных участников строительного рынка и повысить эффективность расходования бюджетных средств. В этой ситуации профессиональные объединения при желании могут сыграть серьезную роль в поддержке бизнеса своих членов. Нужно немного заглядывать в завтрашний день. Изменение правил регистрации СРО – это только первый шаг. Следующим станет изменение правил госзаказа на строительство объектов. Например, СРО предлагают нести материальную ответственность за исполнение нашими членами государственных контрактов. Но в обмен на эту ответственность мы можем получить соответствующие полномочия и возможности, а добросовестные участники рынка – преференции.

– На совещании членов Коорди­национного совета по развитию строительной отрасли СЗФО вы докладывали о «дорожной карте» развития СРО. Что это за документ?
– Проект «дорожной карты» сделала рабочая группа при Национальном центре развития саморегулирования. Документ опирается на Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основные мероприятия «дорожной карты» – это создание высшего совета национальных объединений СРО; создание профильных негосударственных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов нижнего и среднего звена в области строительства; включение национальных объединений СРО в состав технических комитетов при Росстандарте, занимающихся разработкой стандартов в области строительства; создание в федеральных округах и крупных городах аккредитованных в установленном порядке испытательных центров и органов по сертификации. На наш взгляд, эти мероприятия позволят создать базу для реальной работы по повышению качества и безо­пасности строительства.

– Что будет с «дорожной картой» дальше?
– В Координационном совете по развитию строительной отрасли в СЗФО, который осуществляет свою деятельность под патронажем полпреда Президента РФ в СЗФО Владимира Булавина, нам пообещали проанализировать наши предложения для выработки конкретных рекомендаций на федеральный уровень. Качество и безопасность опирается на стандарты, соответствующий контроль и квалификацию исполнителей. В этих направлениях и будем двигаться. Например, на сегодняшний момент нигде не установлены требования к стандартам СРО. Поэтому мы бы хотели, чтобы в 315-ФЗ «О СРО» были четко прописаны конкретные требования к нормативным документам, стандартам и правилам саморегулируемой организации. Также законодательно не установлен порядок реагирования СРО на жалобы и обращения граждан. Кроме того, действующее законодательство не дает четкого и детального разграничения функций между СРО, НОСТРОЙ и органами строительного надзора. Есть и другие нюансы.
Отдельно хочу отметить, что Ростех­над­зор с начала формирования системы саморегулирования в строительстве вовлечен в этот процесс. Нельзя недооценивать его роль, и нам бы хотелось, чтобы при корректировке функций мы не утратили РТН в качестве полноценного партнера.

– В чем выражается ваше партнерство с органами госнадзора?
– Мы стараемся совмещать наши проверки с проверками со стороны ГСН. Участвуя в проверке, специалисты СРО могут оказывать компании реальную юридическую и методическую помощь как в успешном прохождении самой проверки, так и по скорейшему и качественному устранению вынесенных замечаний. У нас есть для этого соответствующие ресурсы.
До последнего времени строитель часто оказывался с проверяющей стороной один на один. Треугольник – более правильная фигура. Сейчас саморегулируемая организация «Строительный ресурс» ведет большую и кропотливую работу по отладке отношений с инспекциями по госстройнадзору различных российских регионов. О ее эффективности говорит большое количество повторных приглашений как от членов СРО, так и от ГСН. По результатам нашей работы с регионами количество извещений от органов госстройнадзора в адрес СРО с января по сентябрь 2014 года возросло в 30 раз, и они стали приходить заблаговременно.
В регионах на многих предприятиях сохраняется низкая культура производства строительно-монтажных работ, не хватает специалистов. Сказывается нестабильность работы в связи с отсутствием объемов – это нарушает нормальный производственный цикл и сказывается на качестве организации труда. Но есть предприятия, где не было выявлено ни одного существенного нарушения.

– Какие еще направления работы для вашего партнерства являются приоритетными?
– Разумеется, стандартизация, так как разработка стандартов организаций по 315-ФЗ является для СРО основной деятельностью. Мы уже давно начали двигаться в этом направлении и готовы представить первые результаты. В начале ноября в Москве при поддержке Росстандарта состоялось заседание круглого стола «Шаг на опережение. Первый репутационный стандарт как фактор обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса». Обсуждали перспективы внедрения стандартов нового поколения, в частности разработанный при нашем участии национальный стандарт ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Стандарт получил высокую экспертную оценку, Росстандарт рассматривает возможности его применения в других отраслях. Сейчас мы его обкатываем и внедряем в нашем партнерстве. Уверен, что этот опыт будет востребован. Оценка участников рынка, которая проводится на уровне субъектов РФ, имеет одну характерную черту: высокий рейтинг получают те организации, в которых заинтересованы органы исполнительной власти. Все остальные отсеиваются и не могут работать на территории этого субъекта. Такая оценка квалификации компаний является необъективной и часто вредной. Надеемся, что стандартизация оценки деловой репутации компаний поможет несколько изменить ситуацию.

рубрика: Точка зрения
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.