Смольный подсчитает имущество
Правительство Петербурга создает специальную комиссию, которая впервые проведет полную инвентаризацию всего городского имущества. Прошлые попытки пересчитать госимущество, проводимые на основе заявлений граждан, позволили выявить ряд неэффективно используемых объектов и пополнить казну более чем на 3 млрд рублей.
Центральная комиссия по инвентаризации государственного имущества Петербурга была образована еще 8 октября 2014 года. Возглавил этот орган Игорь Дивинский, до недавнего времени руководивший губернаторской администрацией, а ныне «пониженный» до рядового вице-губернатора, отвечающего за диалог с федеральным центром. 26 ноября на официальном сайте Смольного появилось положение о данной комиссии. Согласно документу, комиссия является коллегиальным консультативным органом, созданным в целях обеспечения инвентаризации движимого и недвижимого городского имущества, включая имущество, закрепленное за исполнительными органами государственной власти, ГУПами и госучреждениями. Ведомство должно провести инвентаризацию всего городского имущества – недвижимого, движимого, ценных бумаг, денежных средств и прав на результаты интеллектуальной деятельности – и до 1 декабря 2015 года представить отчет правительству города.
Комиссия определит фактическое наличие объектов инвентаризации, их характеристики, а также цели их использования, отдельное внимание будет уделено используемым не по назначению городским активами. Кроме того, орган выявит правообладателей и реальных пользователей имущества, установит факты реального использования имущества в отсутствие учетных и правоустанавливающих документов на него. Отдельную оценку комиссия должна дать состоянию и эффективности управления государственным имуществом Санкт-Петербурга.
Ревизии городского имущества такого масштаба в Петербурге еще не было – до сих пор город собирал сведения о собственных активах исключительно с помощью добровольцев. В 2006 году в Петербурге прошла так называемая народная инвентаризация, в ходе которой жители города сообщали в КУГИ и Фонд имущества Санкт-Петербурга о заброшенных зданиях и недостроях. За время проведения акции было принято и обработано порядка 2000 обращений граждан, по итогам инвентаризации был сформирован список из 754 выявленных объектов, из них 45 пустырей и 709 зданий. В рамках акции Фондом имущества было составлено восемь списков из 368 аварийных объектов для продажи. Подготовлено к торгам и реализовано 197 зданий суммарной площадью 90 тыс. кв. м, за них город выручил 3,1 млрд рублей.
Повторная акция под эгидой «народной инвентаризации» проводилась с 15 июля по 15 сентября 2013 года. На этот раз КУГИ совместно с СПб ГУП «ГУИОН» попросили граждан сообщать в комитет о неэффективно и незаконно используемых нежилых помещениях, расположенных в отдельных зданиях либо в жилых домах. За период проведения акции в адрес КУГИ поступило более 780 обращений, впрочем, больше половины из них пришлось на объекты, не являющиеся собственностью города.
Следует учитывать, что у города огромный объем имущества, и с его учетом всегда были проблемы, отмечает депутат ЗакСа Алексей Макаров. «На ум сразу же приходит история с проверкой Контрольно-счетной палаты, которая выявила довольно серьезные злоупотребления в области распоряжения государственным имуществом при строительстве вестибюлей метро», – говорит депутат. По его словам, город должен быть рачительным хозяином и знать, чем владеет. Несмотря на то что в городе действуют законы в сфере имущественного комплекса, которые предполагают учет всего имущества, Петербург как никогда нуждается в независимой инвентаризации, то есть «взгляде со стороны».
Очень важно, чтобы город знал, чем он владеет, какими активами может распоряжаться, соглашается Дмитрий Солонников, директор Института государственного развития «ИСОГОР». «Однако в связи с этим возникает резонный вопрос: почему исчерпывающей информацией о собственных ресурсах город не обладал до сих пор? Почему в полном неведении о собственных активах работали прошлые городские администрации? В целом инициативу можно только поддержать, но создание для этого отдельного консультативного органа кажется излишним», – уверен эксперт. Кроме того, по словам господина Солонникова, странным выглядит решение назначить руководителем имущественной комиссии вице-губернатора, который отвечает в городской администрации за совершенно иной блок вопросов. «Может быть, таким образом господин Дивинский хочет получить политический вес», – размышляет эксперт.
Мнение:
Алексей Гулевский, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate:
– Инвентаризация должна выявить неэффективно используемое городское имущество, что даст чиновникам возможность предпринять меры и повысить эффективность использования этих объектов, например запустить механизм приватизации. Так как городской бюджет является дефицитным уже который год, а развитие экономики страны замедляется, понятно желание властей выявить дополнительные потенциальные источники дохода для городской казны. Уверен, что в процессе инвентаризации могут быть выявлены объекты, потенциально интересные девелоперам, что приведет к появлению новых инвестиционных проектов в городе. Полагаю, что в сложившейся ситуации городские власти будут более активно использовать механизм приватизации, чем в предыдущие два года.