Первый по предпочтительности
Приморский район традиционно популярен у покупателей как строящегося жилья, так и вторичного рынка. На фоне устойчивого спроса цены в этом районе держатся на уровне выше среднегородских.
Валентин Романов, руководитель департамента по СЗФО «Надежные новостройки России», говорит: «Согласно результатам маркетингового исследования вкусов и предпочтений покупателей строящейся жилой недвижимости (ННР, опрошено 1857 респондентов, 2014 год), покупатели так определили популярность районов Санкт-Петербурга: на первом месте – Приморский район (18%), на втором месте – Московский (11%), на третьем месте – Фрунзенский (10%), далее Выборгский (9%) и Кировский (9%). Также 12% респондентов, выбравших другой район, рассматривают Приморский район как альтернативный».
Одно из главных преимуществ Приморского района, привлекающих покупателей жилья, – развитая социально-культурная инфраструктура. Так, участники опроса отметили для себя главные факторы инфраструктуры, которые привлекают их в Приморском районе: магазины – 75%, поликлиники – 65%, детские сады – 41%, школы – 37%, аптеки – 24%, торгово-развлекательные центры – 7%, фитнес-центры, банки и другие объекты – около 3%.
По мнению господина Романова, наиболее значимые объекты в сегментах комфорт и бизнес: Riverside (Setl City) – 1382 квартиры; «Шведская крона» (NCC) – 890 квартир. Наиболее значимые объекты в сегменте эконом: Новоорловский («ЮИТ Дом») – в целом около 7000 квартир; «Юнтолово» («Главстрой-СПб») – 2214 квартир в первой очереди, в целом около 2,2 млн кв. м жилья
Разделить и классифицировать
Алексей Берников, маркетолог-аналитик ЗАО «Группа Прайм», полагает, что условно можно поделить район на четыре кластера. Первый – Северо-Приморская часть (СПЧ) – район, получивший бурное развитие в 2007-2008 годах, после того как город разработал и утвердил проект планировки данной территории. Застройку здесь ведет добрая половина девелоперов Петербурга, реализуя преимущественно точечные проекты или создавая жилые комплексы средней величины. Если поначалу здесь встречались панельные дома и новостройки класса эконом, то впоследствии девелоперы с покупателями оценили перспективы СПЧ, и большинство возводимых здесь объектов позиционируются в сегменте комфорт. «А перспективы у района действительно есть: подтверждены планы открытия новых станций метро, активно строится ЗСД – развитие идет как в сторону Выборгского района, так и в направлении Васильевского острова. Вслед за бурным жилищным строительством появляются торговые и развлекательные центры, объекты социальной инфраструктуры. Несомненное преимущество СПЧ – близость парка 300-летия и огромного зеленого массива Юнтолово, а также залива и озера Лахтинский разлив», – перечисляет господин Берников.
Каменка развивается
Второй кластер – Северо-Западная часть Приморского района, где застраиваются территории вдоль Парашютной ул. и «пробиваемых» продолжений пр. Королева и Комендантского пр. Нарицательно этот район именуют Каменкой. Здесь отметились только крупные застройщики, и все с проектами КОТ. Первопроходцами стали ЛенСпецСМУ с «Юбилейным кварталом» и по соседству СУ-155. В 2014 году к освоению этих территорий присоединились Setl City («Чистое небо»), «Северный город» («Ультра Сити»), ЛСР («Шуваловский»), «Ойкумена» («Граффити»).
«Но вот как жители заявленных проектов будут решать дорожный вопрос, не очень ясно. В транспортной программе ничего обнадеживающего в той локации не заявлено. Метро здесь планируется, по самым оптимистичным прогнозам, не ранее 2025 года. Сеть маршрутных такси данный район пока покрывает плохо. Единственной развитой транспортной артерией пока является Парашютная ул.», – сокрушается господин Берников.
Как и в СПЧ, почти все проекты здесь, за исключением «Новой Каменки» от СУ-155, относятся к комфорт-классу. На фоне высокой конкуренции и больших объемов строительства девелоперы предлагают покупателям всевозможные конкурентные преимущества: уличные краны на входе в парадные для помывки собак (обуви/колясок), дворы без автомобилей, уникальную архитектуру, дизайн и оформление дворов, использование современных IT-технологий и т. п.
«Недостатком данной локации является близость Левашовского мусорного полигона «Новоселки» в районе съезда с ЗСД. При определенном направлении ветра мусорные «ароматы» мгновенно окутывают северо-западную часть района. Компенсировать эту неприятность призван зеленый массив Новоорловского лесопарка, близость Шуваловского и Орловского карьеров (правда, непригодных для купания). Однако неприятные запахи иногда появляются в этой части Приморского района», – констатирует господин Берников. Впрочем, жители района отмечают, что неприятные запахи иногда достигают даже пр. Авиаконструктуров.
Разношерстные проекты
Третий кластер – это небольшая концентрация «разношерстных» проектов в западной части Приморского района, именуемой Коломяги. Здесь строятся несколько невысоких жилых комплексов (МЖК «Коломяги-ЭКО» («Тест»), МЖК «Эдельвейс» («Сфера»), а также многоэтажный проект эконом-класса «До Ре Ми» («Прагма»).
Возле Удельного парка выделяется «Шведская крона» от NCC, которая заявлена как первый комплекс в Петербурге с применением энергоэффективных, «зеленых» технологий, а также обещающая скандинавское качество строительства и отделки и создание в целом комфортной среды обитания.
Четвертый кластер – линия жилых комплексов вдоль Приморского шоссе и реки Большая Невка: Riverside (Setl City), Stockholm (Setl City), «Новелла» (RBI), «Life-Приморский» («Пионер»), LotosTower («Московский двор»). «Кроме неславянских названий все комплексы объединяют цены – выше среднего, что во многом оправдано за счет класса жилья, локации, видовых характеристик и достойной репутации застройщиков», – добавляет господин Берников.
«По ценам «средняя температура» в Приморском районе такова: Каменка – 80 тыс. рублей/кв. м, СПЧ – 105 тыс. рублей/кв. м, Коломяги – 110 тыс. рублей/кв. м, Приморское шоссе – 150 тыс. рублей/кв. м», – подсчитал он.
Особняком в административных границах Приморского района можно выделить «Юнтолово» («Главстрой-СПб»). Как полагают эксперты, первый проект сбалансирован по соотношению цена/качество: при средней привлекательно доступной цене 70 тыс. рублей за «квадрат» на дорогу до ближайшей станции метро «Старая деревня» можно затратить до получаса.
В последние годы заметных колебаний стоимости жилья в Приморском районе не было, разве что в периоды ажиотажного весеннего спроса или с плановым повышением цен по мере строительной готовности объектов.
Мнение:
Вера Сережина, директор управления аналитического маркетинга холдинга RBI (входят RBI и «Северный город»):
– Сейчас на долю Приморского района приходится около четверти всего объема нового предложения – реализуется около 30 проектов разного класса и уровня от разных застройщиков. Особенно выделаются две зоны СПЧ, в которой завершается комплексное освоение территории, начавшееся в 2007 году, и новая зона развития – район Каменки, Комендантский пр., где превалируют крупные проекты квартальной застройки. Через пару лет мы увидим в этой части совершенно новый современный жилой квартал.