Недоступные набережные

Петербург, задумывавшийся как северный аналог Венеции, так и не нашел способ взаимодействия с водным пространством и не научился эффективно использовать городские набережные, говорят эксперты. Развивать зоны активности в прибрежной зоне мешает транспорт и промышленность, которая исторически базировалась на берегах Невы.

 

На сегодняшний день прибрежное пространство Петербурга, как и его водная акватория – это скорее часть исторической декорации, открыточный вид для иностранных туристов, нежели часть городской среды, отмечают эксперты. Петербургские набережные протяженностью более 150 км выполняют единственную функцию – транспортных коридоров. Общественное пространство на набережных сведено к минимуму, либо вообще отсутствует. «Береговая линия в Петербурге – это преимущественно транспортные артерии. Такой тип использования заметно снижает пешеходные потоки по набережным», – уточняет руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. Любопытно, что большинство экспертов среди самых перспективных зон для развития инфраструктуры набережных и коммерциализации акватории называют наб. Обводного канала, по которой Смольный планирует проложить транспортный обход центра города. Вместе с тем все попытки создать альтернативный вид транспорта, то есть использовать сеть рек и каналов как транспортную артерию, неизменно терпели фиаско. «Это частично подтверждает опыт системы «Аквабус». Минусы города – ограниченный период навигации, а также тот факт, что набережные не очень удобно подключены к сформированной системе общественного транспорта города», – говорит господин Кокорев.

Промышленный фактор

Однако не все городские набережные имеют высокий рекреационный потенциал. Дело в том, что вдоль рек и каналов располагается большое количество как действующих, так и остановивших производство промышленных предприятий, добавляет директор департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге Василий Довбня. Загряз­нение территорий, плохая транспортная доступность – вот лишь несколько из проблем, которые нивелируют интерес к таким локациям как бизнеса, так и потребителей.
Отметим, что наиболее крупные и известные европейские проекты развития прибрежного пространства связаны именно с редевелопментом промышленных зон. Например, проект преобразования квартала Hafencity в Гамбурге или проект «Вотерфронт Торонто» в Канаде. Действующими портами, приютившими общественные пространства и коммерческие проекты, являются датский Fredericia и порт Pasaia на севере Испании.  

Пилотные зоны

Уже реализованных проектов по комп­лексному освоению набережных в Петер­бурге фактически нет, говорит Алексей Гулевский, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. Одним из успешных проектов по обустройству набережной, по его словам, является создание парка 300-летия Санкт-Петербурга, а в настоящий момент к проектам такого типа можно отнести только Новую Голландию. В список потенциальных площадок эксперт включил также редевелопмент набережных Матисова и Ново-Адмиралтейского островов. «При этом коммерческий потенциал прибрежных территорий в центре города высок. Здесь можно построить как жилые здания, так и офисные и гостиничные объекты. Торговля в данном случае будет выполнять инфраструктурную функцию», – полагает эксперт.  
Но первой полноценной пешеходной набережной в Санкт-Петербурге станет участок от Биржевого до Тучкова моста в рамках строительства судебного квартала на Петроградской стороне, рассказал автор проекта, архитектор Максим Атаянц. «Это будет 1,5 км общедоступной пешеходной набережной с зеленым садом и променадом в сторону Дворца танца Бориса Эйфмана. Вся набережная будет вовлечена в структуру туристических достопримечательностей и потоков. Будут сделаны два действующих спуска, которые позволят подвозить гостей по воде», – пообещал архитектор. Доступ к воде появится также в рамках жилого комплекса «Леонтьевский мыс». Игорь Оноков, генеральный директор одноименной девелоперской компании, утверждает, что на мысу, ограниченном Малой Невкой и рекой Ждановкой, появится 600-метровая пешеходная зеленая набережная с зеленым откосом, дорожками и плавными спусками к воде.

Смена парадигмы

Город должен сторониться крайних позиций в деле прибрежной застройки – избегать как «открыточных видов», так и высоток под самую полосу отвода, считает профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ Валерий Нефёдов. «Мы входим в век новых ценностей, когда activities, события у воды становятся основным функционалом набережных, основным вектором развития городской среды», – уверен профессор. Еще одним важным фактором должно стать развитие водного транспорта и мобильных компонентов среды на воде – фонтанов, дебаркадеров, плавучих кафе. «Это суперресурс, который должен быть коммерциализирован. И те, кто жаждут вкладывать в это деньги, уже на подходе. Береговая инфраструктура капитализируется очень эффективно», – добавляет эксперт. Для этого нужно развивать «знаки места» – набережные должны стать узнаваемыми и доступными в любое время суток.

Мнение:

Василий Довбня, директор департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Наш город вполне подходит для размещения дебаркадеров. В Великобритании и Франции довольно распространены индивидуальные дома-дебаркадеры. Однако в российских реалиях такое жилье не всегда становится дешевле. Получение согласований на подключение всех необходимых коммуникаций, получение согласований на размещение и стоянку жилья, отсутствие законодательных правил, предусматривающих возможность регистрации в таком жилье, – все это делает проекты менее привлекательными. Да и сама администрация города не проявляет интереса к реализации подобных проектов. Так что пока дальше временных ресторанов в акватории Невы речь не идет.

рубрика: Городская среда
автор: Михаил Немировский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.