Детские забавы девелоперов
Новогодние каникулы традиционно повышают спрос на развлекательную составляющую в торговых центрах. Как говорят эксперты рынка, сегодня одним из самых перспективных форматов являются детские развлекательные центры. Однако из-за кризиса предсказать перспективы этой отрасли довольно сложно.
Развлекательная составляющая сегодня является обязательным условием успешности любого концептуального торгового центра. Успех торгового объекта в значительной степени зависит от величины трафика целевой аудитории, которая формируется в первую очередь с помощью якорных арендаторов. Детский развлекательный центр является одним из важнейших якорных арендаторов, так как ориентирован на предоставление посетителям возможностей полноценного семейного досуга. Причем если ранее детские центры включали в себя в основном чисто игровые площадки (различные лабиринты, залы игровых автоматов, батуты и т. д.), то в последние годы все большую популярность завоевывают интерактивные развивающие проекты с большим количеством разнообразных обучающих программ.
Ставки аренды для детских развлекательных центров обычно невысоки. В Москве и Санкт-Петербурге, где ставки пока еще продолжают определять в валюте, они могут составлять от 150 до 500 USD за 1 кв. м в год. Для размещения детского развлекательного центра требуется от 600 до 7-10 тыс. кв. м. «Основную роль здесь играет размер самого торгового центра и особенности концепции детской развлекательной составляющей. Одни из самых популярных сегодня концепций – «КидБург» и «Город мастеров» – предпочитают размещаться в суперрегиональных объектах и на значительных площадях от 2 до 7 тыс. кв. м. Операторы с менее насыщенными программами могут размещаться в торговых центрах с площадью не менее 18-20 тыс. кв. м», – рассказывает Олег Рыжов, генеральный директор Ross Gruop.
Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге, продолжает: «Развлечения становятся необходимой частью суперрегиональных проектов, при этом если несколько лет назад привычный формат развлечений был довольно небольшим, то сейчас развлекательные центры – это крупные якорные арендаторы».
Из новых ожидаемых игроков на рынке стоит отметить первый в Санкт-Петербурге крытый парк активного семейного отдыха Angry Birds Activity Park, который откроется в 2015 году в торгово-развлекательном комплексе «Европолис» – флагманском проекте компании FORTGROUP. Комплекс расположен на Полюстровском пр. в Выборгском районе Петербурга. Площадь парка составит 3900 кв. м. «Также мы ожидаем создание в Петербурге парка Dream Works от ГК «Регионы». Общая площадь парка Dream Works составит 70 тыс. кв. м. Что касается арендных ставок, то детские развлечения платят сравнительно небольшие ставки, что характерно для арендаторов, занимающих большие площади. Базовые ставки для крупных развлекательных центров (2-5 тыс. кв. м) варьируются в диапазоне 100-150 USD/кв. м/год».
«Стоит отметить, что итоги развития сегмента торговой недвижимости в этом году показывают, что развлекательный сектор в городе не проявляет заметной активности. Новые уникальные проекты, которые мы видим на локальном рынке, зачастую реализуются с участием самого девелопера торгового центра и находятся под его управлением. Анонсированные ранее крупные проекты развлекательных центров так и не были реализованы в ряде случаев», – добавляет госпожа Лежнева.
Станислава Билень, заместитель директора отдела торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, заключает: «Рынок детских развлечений, на наш взгляд, не насыщен – крупные торговые центры в Петербурге по-прежнему заинтересованы в качественной «детской» развлекательной составляющей, которая будет привлекать семейную аудиторию. В данном сегменте ожидаются новые форматы: так, «КидБург» помимо своей основной концепции планирует развивать другие специализированные форматы тематических парков для детей; одна из новинок будет представлена во второй фазе ТРК «Питер-Радуга».
Мнение:
Олег Рыжов, генеральный директор Ross Group:
– Я считаю, что до насыщенности этого сегмента российского рынка еще очень далеко. Но в текущей экономической ситуации говорить о перспективах достаточно сложно. С одной стороны, данный вид деятельности никогда не отличался высоким маржинальным доходом и сроки его окупаемости довольно значительны. С другой стороны, операторы данного профиля одни из самых востребованных в торговых центрах, причем востребованных как со стороны арендодателей, так и целевой аудиторией.