Василий Селиванов: «Настоящий девелопмент не допускает штамповки и серийности»

Новые идеи, новые подходы, новые технологии – колоссальный импульс для развития отдельных рынков и целых отраслей. И даже кризис воспринимается передовыми компаниями как время возможностей и перспектив. Об этом мы сегодня беседуем с генеральным директором компании LEGENDA Василием Селивановым.

 

– Все обсуждают происходящее в стране, в экономике. Поэтому нельзя обойти главный вопрос: как вы оцениваете уходящий год и складывающуюся непростую ситуацию?
– Уходящий год был, без сомнения, хорошим. Даже несмотря на все макроэкономические и политические трудности, навалившиеся на нашу страну. И хотя никто, конечно, не ожидал, что под конец года «шарахнет» так сильно, тренд был совершенно предсказуем.
Другой вопрос, что участники рынка недвижимости и строительства в большинстве своем прожили этот год, не вполне понимая, к чему ведет развитие событий. Были два серьезных всплеска продаж – в I и в IV квартале. Проданы рекордные объемы – более 4 млн кв. м, и это исторический рекорд для рынка Петербурга. Однако этот рекорд свидетельствует не о здоровом и пропорционально растущем рынке нового жилья. Скорее, наоборот. Это следствие диспропорций, разбалансированности, затянувшегося кризиса рынка. Кризиса, который зависел не настолько от макроэкономики страны, как может показаться. Долгое время это был и остается «кризис в головах» – в инерции рынка жилищного строительства и его участников.
К чему все пришли? К тому, что текущий спрос в сделках – это как лимон, который уже и без того выжали до последнего, а сейчас просто положили на стол и прихлопнули так, что ошметки полетели во все стороны. И здесь я полностью согласен с Германом Грефом, который не так давно сокрушался, что все признают законы физики, но с экономикой пытаются играть вне ее законов. Вот и получаем, что чем сильнее амплитуда – тем больнее отскакивает. В конечном итоге ситуация этого года, несмотря на все рекорды, сослужит рынку плохую службу в следующем году.

– То есть кризис только начинается?
– Продолжается. Мы для себя состояние в экономике начали называть кризисом еще в сентябре. А кризис в отрасли – это вообще состояние, благодаря которому появился на рынке наш smart. То есть кризису рынка не год, не два. А к тому, что происходит в экономике сейчас, действительно были все предпосылки. Этот удар завершает двухлетнюю рецессию. Это только начало. Следующий год будет очень непростой. Для многих – фатально сложный. Увы!

– А каким был 2014 год для компании LEGENDA?
– Мы годом довольны. В первую очередь потому, что все принципиальные для нашего развития пункты выполнены. Самый заметный, пожалуй, для всех результат – это наш первый сданный дом «Победы, 5». В нем много такого, чего до нас никто никогда на рынке не делал. И подрядчикам, прямо скажем, пришлось очень непросто. Но сегодня мы понимаем, что все силы, потраченные на первый объект, уже многократно оправданы. Дом будет еще долго «отдавать» нам благодаря своему уровню и качеству. Его потенциал будет расти во времени. Дебют получился честным, бескомпромиссным и не по времени взрослым для молодой компании. Это первый серьезный репутационный шаг в истории бренда LEGENDA.

– Тем не менее сегодня ваша компания более известна на рынке как создатель smart-домов. Как складывались дела в этом направлении?
– Конечно, наш основной вектор развития – это smart. Как я сказал, он появился не просто так. Это следствие серьезных кризисных явлений рынка жилищного строительства – кризиса идей, инерции крупных компаний, равнодушия к потребителю. В нашем smart-продукте масса новых решений для рынка, новых подходов, нового отношения. И если два года назад многие ехидно воспринимали это как декларации, то сегодня многие наши решения уже можно потрогать руками. Они стали реальностью – явлением на рынке, с которым нельзя не считаться.
Безусловно, smart живет не в вакууме. Мы являемся частью экономики города, частью строительного рынка, подвержены всем имеющимся взаимосвязям. На многих мы влияем, многие влияют на нас. И конечно же, есть понимание, что в следую­щем году возможное негативное влияние будет сильнее. Но главное, в чем мы полностью отдаем себе отчет, – мы не будем поступаться теми принципами, которые закладывали в smart. Быть как все нам неинтересно! Да, это будет нам стоит дороже. Но сегодня, как и в первый день существования компании LEGENDA, мы делаем ставку на бренд. На честность, на высокий уровень качества, на бескомпромиссность в решениях. Конечно, какие-то компании в наступившей ситуации пойдут на репутационные жертвы, на компромиссы в качестве. Но только не мы – у нас свой путь.
В целом для бренда LEGENDA год был отличный. Не просто выросла узнаваемость – выросла сама ценность компании в глазах потребителей, в масштабах рынка. Мы видим, что наше отношение – к проектам, к клиентам, к окружающему миру – оказалось самым ценным в построе­нии бренда.

– В эти непростые для рынка времена smart оказался уместен?
– Smart стал глотком свежего воздуха для рынка. Он был нужен. Если посмотреть на все изменения, произошедшие в предложении рынка за последние два года, то наше влияние в этих процессах далеко не последнее. Часть нашей миссии – подталкивать рынок к переменам и показывать, что можно делать лучше. И если первый год многие наблюдали с интересом, со скепсисом, с недоверием, то весь прошлый год мы видели конкретные шаги ряда компаний, во многом повторяющие наши. Попытки копирования в описательной части продукта, в терминах, в стратегии продвижения, пока еще примитивные реплики в планировочных решениях. Я только рад, что многие участники рынка начали бросать попытки завернуть все ту же старую и невкусную конфету в новую яркую обертку. Стали действительно двигаться в сторону качества, продуманности решений, в сторону желаний клиента. Мы не видим в этом прямой угрозы нашему бренду: наша «прививка» – не останавливаться на одном месте, двигаться быстрее других, развиваться самим и развивать продукт на шаг быстрее конкурентов. И я сожалею, что в новых экономических условиях большинство компаний о тренде на качество вновь забудут. Опять вернутся к банальным «оберточным историям», только «конфета» может стать еще хуже.

– У всех, наверное, свои представления о принципах и сути девелопмента?
– Мое личное мнение и принцип: настоящий девелопмент не допускает штамповки и серийности. И на каждом новом этапе, в каждом новом проекте мы лишь поднимаем требования. В первую очередь к себе. Следующий наш проект smart-квартала, стартующий весной 2015 года, будет «smart 2.0» – заметно интереснее, еще более продуманным, на новом уровне качества решений и воплощения. Для нас это будет эволюция – запланированный шаг. Но для рынка, уверен, еще одна революция – в характеристиках нового жилья, в приемах, в деталях.
В кризис или нет, но глубокое отношение к делу, которым ты занимаешься, уместно всегда. Да, для многих сейчас опять настают времена скукоживания, нежелания или невозможности что-то менять в продукте, в своем подходе. Лишь бы удержаться, где-то сэкономить, не усложнять. Даже пресловутое импортозамещение в строительстве, к сожалению, сегодня работает только в том варианте, если напрочь убрать планку качества. Тогда аналогов действительно полно!

– То есть вы планируете сохранить заявленную планку качества? И при этом уверены, что ваши smart-квартиры найдут на «сложном рынке» своего покупателя?
– Мы сегодня не можем удовлетворить всех, кто оценил наш продукт и smart-подход. Это факт! С одной стороны, это дает нам серьезную фору ввиду ограниченности нашего предложения. Это позволяет нам становится маркетмейкерами района, буквально «забирать» нужное количество сделок, при этом позволяя соседям-конкурентам поднимать цены выше своего уровня.
С другой стороны, сегодня есть объективные ограничения для нашего роста. Мы видим много людей, которым на 100% нравится наш продукт, но, увы, нужен другой район. И это, не говоря о достаточно высокой стоимости, часто причина, по которой клиенты от нас уходят. Основное препятствие для нас сегодня – это качество земельных участков, предлагаемых рынком. Мы выбираем высокий уровень во всех составляющих нашего smart-продукта – в планировках, в архитектуре, в инфраструктуре, в технологиях, в материалах. Поэтому smart просто не может появиться в случайном месте. Тем более на КАД. Конечно, мы стремимся к развитию нашей адресной базы, серьезно работаем в этом направлении. И будем радовать клиентов новыми, но только хорошими локациями – со всеми условиями для комфортной жизни.

– Если коротко, как вы смотрите в наступающий год и чего бы пожелали коллегам?
– Мы смотрим так же, как на каждый год в жизни компании LEGENDA. Да, будет опять трудно. Но интересно! Всем, наверное, сегодня уже известно, что в Китае слово «кризис» состоит из двух иероглифов – «опасность» и «возможность». Мы смотрим в 2015 году в первую очередь на «окна возможностей». Это будет год трудолюбия для тех, кто хочет чего-то добиться. Не просто пережить невзгоды, а воспользоваться новыми перспективами. Поэтому я искренне хотел бы пожелать все коллегам: давайте в 2015 году работать над собой!

Справка о компании:

Компания LEGENDA Intelligent Development основана в 2010 году. Ключевая компетенция – девелопмент городской жилой недвижимости. Сегмент рынка – премиальные проекты и проекты smart-класса. В 2012 году компания вывела на рынок авторскую smart-концепцию, получившую высокую оценку экспертов и потребителей.
В 2013 году генеральный директор компании Василий Селиванов признан экспертом года в номинации «Девелопмент». В 2014 году компания LEGENDA победила в номинации «За вклад в развитие передовых технологий на рынке жилищного строительства» конкурса «КАИССА-2014».
Около 100 тыс. кв. м недвижимости сегодня находится в стадии строительства. В 2014 году сдан первый проект компании – дом премиум класса «Победы, 5». В стадии проектирования – более 120 тыс. кв. м. Ближайший новый проект – smart-квартал на Комендантском проспекте – выйдет на рынок весной 2015 года.

рубрика: Достижения
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.