СРОчная перезагрузка в строительстве

Реализация закона 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» поможет снять все основные проблемы саморегулирования в строительстве – очистить отрасль от недобросовестных СРО, усилить контроль некоммерческих партнерств за деятельностью своих членов, а также позволит сформировать единый реестр компаний, получивших свидетельства о допусках.

 

К такому выводу пришли участники заседания круглого стола «СРОчная перезагрузка в строительстве», организованного газетой «Строительный Еженедельник» при поддержке СРО НП «Содружество Строителей».
В мероприятии приняли участие руководитель аппарата Национального объединения строителей Николай Капинус, начальник правового управления НОСТРОЙ Михаил Аверин, координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу Алексей Белоусов, советник президента НОСТРОЙ Сергей Карпенко, председатель совета СРО НП «Содружество Строителей» Лариса Еремина, а также представители других саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга, руководители строительных компаний и юристы.

Закон во благо

Николай Капинус, руководитель аппарата НОСТРОЙ, рассказал, что при подготовке закона № 359-ФЗ учитывались мнения различных участников строительного рынка, в том числе Министерства строительства и ЖКХ РФ, Ростехнадзора, подрядных компаний, СРО, НОСТРОЙ. В итоге, по его словам, в свет вышел закон, направленный на совершенствование системы саморегулирования.
Николай Капинус добавил, что в первую очередь закон направлен на то, чтобы «коммерческие» СРО могли восстановить свое законопослушное поведение на рынке. Он уверен, что результат воздействия этого нормативного документа на саморегулируемое сообщество будет положительным. «359-ФЗ передал большой блок полномочий саморегулируемому сообществу. Мы верим в то, что если эти функции будут реализованы надлежащим образом, то это будет ступенью для дальнейшего развития саморегулирования, возможности которого еще не исчерпаны», – прокомментировал руководитель аппарата НОСТРОЙ.
Участники заседания круглого стола констатировали, что реализация закона, к которому еще предстоит создать ряд подзаконных актов, позволит более успешно решать все основные проблемы саморегулирования, очистит отрасль от недобросовестных СРО, обяжет вести единый реестр строительных компаний, получивших допуски СРО. Все это нововведения, по мнению представителей профессионального сообщества, благотворно скажутся в первую очередь на строительном рынке.
По мнению Алексея Белоусова, координатора НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу, принципиальным является тот факт, что вновь принятый закон дает возможность заниматься «чисткой рядов» СРО не столько Национальному объединению строителей, сколько призывает саморегулируемое сообщество каждого федерального округа заняться самоочищением.
В подтверждение его слов Лариса Еремина, председатель совета СРО НП «Содружество Строителей», рассказала об инициативе петербургских СРО по поводу подготовки декларации «О сотрудничестве в сфере противодействия недобросовестности саморегулируемых организаций». «Специально созданная рабочая группа подготовила критерии оценки добросовестности местных саморегулируемых организаций. Ими стали информационная открытость, отсутствие задолженности по уплате членских взносов в НОСТРОЙ, наличие компенсационного фонда на банковских счетах организации с положительной динамикой роста его объема, а также его соответствие количеству членов организации», – прокомментировала Лариса Еремина.

Борьба за компенсационный фонд

Один из основных вопросов, волнующих профессиональное сообщество, касается того, что будет с компенсационными фондами СРО, исключенных из реестра, смогут ли строительные компании таких саморегулируемых организаций получить обратно внесенные денежные средства. На этот вопрос у представителей профессиональнального сообщества нет единого мнения.
Как рассказал Николай Капинус, в настоящее время Минстрой совместно с Национальным объединением строителей разрабатывает документ, регламентирующий возможности перевода компенсационных фондов СРО, исключенных из реестра, в НОСТРОЙ. «Первоначально в законопроекте предусматривалось право строительной компании – члена СРО работать на рынке после исключения саморегулируемой организации из реестра в течение полугода. Но эта инициатива не была поддержана. Я прошу саморегулируемое сообщество откликнуться и внести свои предложения на этот счет», – призвал он.
В свою очередь, Алексей Белоусов отметил, что строительные компании могут оказаться в недобросовестной СРО по ряду причин – есть три варианта развития событий. Согласно первому варианту, строительная компания сознательно нарушила законодательство, когда заплатила лишь часть средств компфонда, не предъявила документы о квалификации своих сотрудников и при этом получила допуск. В этом случае, по мнению господина Белоусова, подрядчик должен самостоятельно решать свои проблемы.
Ко второй группе компаний он относит организации, которые соблюдали закон, но оказались в положении обманутого дольщика со стороны СРО. На его взгляд, именно в этой ситуации логично, если бы нормативные акты предусматривали перечисление средств, которые поступили на счета НОСТРОЙ из средств исключенной из реестра СРО, в компенсационные фонды других саморегулируемых организаций.
Третья группа компаний, по словам Алексея Белоусова, получает допуски СРО, чтобы проводить нелегальные финансовые махинации. Он уверен, что в данном случае закон должен предусматривать прямую уголовную ответственность таких участников рынка.
Сергей Бабелюк, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов, считает, что важно защитить компенсационные фонды в ситуации, когда финансовая организация, размещающая средства на своих счетах, теряет лицензию. «Компфонды в этом случае никак не защищены. Все средства СРО включаются в конкурсную массу, а потом выплачиваются по очереди клиентам банка в соответствии с законодательством об их банк­ротстве. При этом СРО отнесли к третьей, то есть последней очереди кредиторов. А я в процедуре банкротства банков не знаю ни одного случая, чтобы выплаты доходили до третьей очереди. Считаю, что важно сконцентрировать усилия СРО и НОСТРОЙ на решении этого вопроса», – прокомментировал он.
Со своей стороны, Михаил Аверин, начальник правового управления НОСТРОЙ, отметил, что Национальное объединение строителей подготовило законодательные инициативы, направленные на изменение законодательства о несостоя­тельности кредитных организаций. Это предложение касается исключения средств компфондов из конкурсной массы при банк­ротстве банков.
Николай Капинус подчеркнул, что на правительственном уровне рассматривается вариант, согласно которому компфонды будут собраны в каком-либо государственном банке. «На сегодня из компенсационных фондов выплачено всего около 207 млн рублей, но это не значит, что средства компфондов не нужны, потому что достаточно одной Саяно-Шушенкой ГЭС, чтобы понять масштаб возмещения ущерба. Вопрос в том, как это регламентировать», – пояснил он.
В свою очередь, точку зрения представителей реального сектора экономики представил Дмитрий Приймаков, замес­титель коммерческого директора ООО «ГЕОИЗОЛ»: «Участникам строительного рынка важна практическая помощь саморегулируемых организаций. Например, когда СРО может выступать поручителем при участии своего члена в госзаказах. Я жду большего участия саморегулируемых организаций в жизни строительных компаний. Раз государство пять лет назад доверило нашу отрасль саморегулированию, то оно должно сделать второй шаг и наделить его конкретными полномочиями. Сейчас, к сожалению, решение, как мне кажется, половинчатое».
Участники заседания круглого стола при­шли к заключению, что сегодня важно не столько продолжать работу по изменению законодательства, сколько сосредоточиться на соблюдении уже существующих нормативных документов, в частности № 359-ФЗ, и тогда в развитии института саморегулирования будет виден прогресс.

рубрика: Круглый стол
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.