Регионы обсудили качество строительства
Реализацию федеральной программы расселения ветхого и аварийного фонда, а также трудности, препятствующие строительству жилья эконом-класса по программе «Жилье для российской семьи», обсудили в полномочном представительстве Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Мероприятие прошло с участием руководителей строительной отрасли субъектов в составе СЗФО и представителей Национального объединения строителей.
Главные вопросы, новые подходы к решению которых попытались выработать участники совещания под председательством Сергея Зимина, помощника полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, – обеспечение качества жилья, возводимого взамен аварийного, а также привлечение застройщиков к участию в программах строительства жилья эконом-класса с использованием механизмов, предлагаемых Агентством финансирования жилищного строительства.
«Проблема качества жилья, возводимого взамен аварийного, стала настолько острой, что появился термин «новое аварийное жилье», – отметил Сергей Зимин. Между тем до конца 2017 года на Северо-Западе предстоит расселить более 2 млн кв. м аварийного фонда.
Со своей стороны, Оксана Демченко, директор департамента ЖКХ и энергоэффективности Минстроя РФ, рассказала об основных новшествах в этом направлении, инициированных профильным министерством в 2014 году.
Объемное финансирование
Впервые целевые показатели, которых должны достичь регионы, утверждены постановлением Правительства РФ. Впервые зафиксированы финансовые обязательства сторон на весь период действия программы. Причем у субъектов есть право получить авансированное финансирование. Впервые финансирование было увеличено: по инициативе Минстроя дополнительно выделено 34 млрд рублей. Тем самым удалось выйти на соотношение 50:50, а для некоторых субъектов Федерации – и на еще больший объем федеральных субсидий.
При этом статья финансирования программы переселения в федеральном бюджете не подлежит секвестированию.
Перечень условий участия в программе переселения для регионов сократился до трех пунктов. В три раза уменьшились сроки рассмотрения заявок Фондом содействия реформированию ЖКХ. Одновременно налицо четкая тенденция к ужесточению федерального контроля за реализацией программы переселения. В частности, регионы обязаны ежемесячно предоставлять в Минстрой отчеты о реализации утвержденного графика мероприятий по этой программе. Наконец, введена финансовая ответственность субъектов за неисполнение плановых показателей.
Повысить эффективность реализации программы переселения из аварийного фонда, полагают в профильном министерстве, возможно за счет применения таких механизмов, как обязательная экспертиза проектов малоэтажного строительства, вовлечение в этот процесс региональных органов строительного, архитектурно-строительного надзора, разработка типовых условий договоров в рамках процедур, предусмотренных 44-ФЗ, оперативный обмен сведениями о недобросовестных подрядных организациях между регионами. Необходим также жесткий контроль над исправлением уже выявленных нарушений в строительстве.
Для усиления ответственности СРО за действия своих членов в настоящее время прорабатывается федеральный законопроект, предусматривающий ответственность за низкое качество построенного объекта, в том числе при неисполнении обязательств по государственному или муниципальному контракту.
Долгая реализация
В свою очередь, Алексей Павлов, директор департамента мониторинга и контроля Фонда содействия реформированию ЖКХ, уточнил: проблема качества строительства во многом усугубляется затягиванием выполнения программы.
«Например, в Республике Коми последние конкурсные процедуры были завершены аж в октябре 2014 года», – заявил он. Во избежание срыва сроков либо других сложностей в реализации программы необходимо, по мнению руководства фонда, предварительно определить оптимальный способ переселения. Проблема имеет еще один аспект – сроки устранения подрядчиком своих недоработок. Так, в Карелии подрядная организация устраняет нарушения в течение трех (!) лет.
В ответ представитель Республики Карелия Андрей Лыченков, заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики республики, подчеркнул, что власти региона учли опыт прошлых ошибок, однако проблема устранения нарушений, допущенных подрядчиками действительно сохраняет актуальность. «Управление программой переселения переведено на региональный уровень: застройщиком-заказчиком является управление капитального строительства Республики Карелия. Работаем по 44-ФЗ. Налажена прочная связь с Общероссийским народным фронтом», – сообщил Андрей Лыченков.
Вопросы участников совещания из субъектов в составе СЗФО касались таких аспектов, как обязательность экспертизы проектов малоэтажного строительства. «У нас был депутатский запрос по этому поводу в прокуратуру – пришел ответ, что это будет являться нарушением. Сейчас ведем работу с надзорными органами», – прокомментировал Валерий Кучерин, министра архитектуры и строительства Республики Коми. Однако представлявший Ленинградскую область Михаил Москвин, председатель Комитета госстройнадзора и экспертизы, призвал коллег поддержать законодательную инициативу, уже рассматривающуюся в Госдуме, согласно положениям которой экспертиза проекта любого многоквартирного дома (вне зависимости от этажности) станет обязательной.
Программные нюансы
Прозвучал и вопрос о возможности федеральной субсидии на расселение дополнительно выявленного аварийного жилья. «В ответ на запрос Фонда содействия реформированию ЖКХ о выявлении дополнительного жилья, подлежащего расселению, мы представили заявку на 17,5 тыс. кв. м. Однако выяснилось, что расселять это жилье надо уже за счет субъекта. Мы уже расселили 7,5 тыс. кв. м. Но 10 тыс. кв. м пока не обеспечены финансированием. Псковская область – субъект дотационный. Требуется найти около 375 млн рублей на расселение – для нас это достаточно проблематично», – сообщил Дмитрий Быстров, председатель государственного Комитета по делам строительства и ЖКХ Псковской области.
В свою очередь, Павел Созинов, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта, заместитель координатора НОСТРОЙ по Северо-Западу, комментируя расселение аварийного жилья в Санкт-Петербурге, подчеркнул, что вопросы качества нового строительства стоят не так остро. Но нарекания от граждан остаются в связи с переселением из центра города на периферию. «В Санкт-Петербурге реализация программы расселения аварийного жилья ведется достаточно хорошими темпами. На сегодня, по нашим оценкам, она достаточно сбалансирована. Однако хотелось бы поставить вопрос о методологии признания домов аварийными», – заявил Павел Созинов. Он напомнил: количество домов, которые ставятся на учет как аварийные, «лавинообразно сокращается». «Очевидно, что методология носит субъективный характер. Мы помним, что она была разработана в 1980-е годы и на федеральном уровне нуждается в дальнейшем осмыслении», – резюмировал он.
Говоря о реализации программы «Жилье для российской семьи», предполагающей возведение жилья эконом-класса для определенных категорий граждан по цене не более 80% от рыночной за 1 кв. м при возможности привлечения средств через Агентство финансирования жилищного строительства, Евгений Гуськов, советник генерального директора агентства, напомнил: в нынешнем году условия для застройщиков стали гораздо более лояльными. В частности, по программе стимулирования строительства «Стимул» теперь застройщик может получить до 100% финансирования при условии возведения в рамках одного проекта не 25 тыс. (как ранее), а 10 тыс. кв. м. Причем банки-партнеры могут добавлять к ставке кредитования от агентства не более 3,5% годовых. Упрощен вход в программу и для компаний с точки зрения продолжительности их деятельности на рынке. В то же время в перечень категорий граждан – участников программы «Жилье для российской семьи» внесены инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.
Со своей стороны, представители регионов интересовались, возможно ли совокупное строительство 10 тыс. кв. м застройщиком на смежных участках, собственником или арендатором которых он является; допустимо ли подтверждение ранее успешно реализованного строительства жилья с помощью не только актов приемки-передачи. Кроме того, необходимо уточнение требований по строительству инженерных сетей, а также механизма возмещения расходов на сооружение этих объектов. «Застройщики опасаются работать по трехстороннему соглашению (с участием агентства и власти региона), потому что процедура возмещения затрат на инженерные сети не очень понятна», – констатировала, в частности, Валентина Захаркина, руководитель департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области.