Вопрос номера
Смольный внес в ЗакС законопроект, в соответствии с которым стратегические инвесторы вновь смогут получать землю целевым способом, минуя торги. Нужно ли в городе предусмотреть целевое выделение земли стратегическим инвесторам или все должны покупать землю на общих основаниях?
Лев Пукшанский, президент ЗАО «Терра Нова»:
– Во-первых, это зависит от ситуации, то есть от предмета потенциальных торгов. Если земля общегражданского назначения, то почему бы за нее не поторговаться? А если это особая земля, то есть требует создания определенной инфраструктуры и т. д., то, в принципе, такой участок можно выделять целевым способом. Во-вторых, важно, как построены в данном случае взаимоотношения города с инвестором. В тех сегментах, где есть местная конкуренция, она должна сохраняться. А вот если у города есть потребность в инвесторе, который развивает новые для города кластеры, то такой компании нужно создать режим наибольшего благоприятствования. Яркий пример – это автомобильный кластер.
Вадим Губин, генеральный директор компании «Полимер-бетонные технологии»:
– На мой взгляд, нужно давать возможность стратегическим инвесторам получать землю целевым способом. Закон рынка диктует условия, согласно которым те компании, которые обладают большими возможностями и одновременно предлагают лучшие условия для контрагентов, в данном случае муниципалитету, имеют право на преференции. Это особенно актуально в сложной экономической ситуации, так как стимулирует компании не бояться инвестировать средства.
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций при РАНХиГС:
– Три наших главных кодекса – Земельный, Жилищный и Градостроительный – занимаются не вопросами городского развития, а исключительно потворствуют распределению городских ресурсов в интересах группы инвесторов. И поэтому нуждаются в радикальном пересмотре. Все эти недостатки унаследовал и петербургский закон о предоставлении недвижимости. На мой взгляд, целевым назначением землю выделять нельзя – это лучшая почва для коррупции, но и существующая система торгов неэффективна. Нужно проанализировать потребности городских территорий и выносить лоты на торги с условием строительства на участках именно тех объектов, которые там нужны. Пока что управление городским имуществом происходит исключительно в интересах бизнеса.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:
– В текущих условиях любой инвестор является стратегическим, и режим некоего дополнительного благоприятствования инвестиционной деятельности – один из наименее затратных способов компенсировать нарастающие экономические проблемы. А вот в чем такой режим должен заключаться – в выделении земельных участков стратегическим инвесторам, в большем объеме их подготовки – это уже вопрос к ответственным руководителям и специалистам.
Станислав Невзоров, председатель совета директоров инновационной группы компаний «СОЮЗ-ИНВЕСТ»:
– Я считаю, что все вопросы, касающиеся предоставления преференций инвесторам, должны решаться комплексно. Отдельно взятые, вырванные из контекста мероприятия ведут к развитию коррупционных составляющих, а с другой стороны, создают определенную диспропорцию между существующими и потенциальными инвесторами. Это снижает инвестиционную привлекательность Петербурга. Нужен стратегический план развития, который предусматривал бы реализацию участков под конкретные проекты, а не просто раздачу земли как таковой. В таком случае это бы положительно сказалось на развитии города и на привлечении в его экономику новых перспективных компаний.
Нина Одинг, начальник исследовательского отдела Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»:
– Данная инициатива обусловлена принятыми поправками в Земельный Кодекс РФ. Изменения дают право регионам самим определять порядок отнесения инвестиционных предложений к масштабным и на этом основании предоставлять земельные участки целевым назначением. Если для регионов такая мера и может как-то создать стимулы для привлечения инвесторов, то совсем иные последствия могут произойти в крупных городах. Здесь усилится угроза уплотнительной застройки и уничтожения исторической среды. Конечно, законодатель попытался подстраховаться, введя ограничения на строительство в исторической части, но на эти ограничения как раз и сетуют региональные власти.
Целевое предоставление земельных участков и ранее широко использовалось (с небольшим перерывом) в Петербурге, и по таким законам участки предоставлялись не только стратегическим инвесторам. Конечно, это облегчало жизнь застройщикам, но их планы, объемы инвестиций и намерения могли меняться по сравнению с заявленными. Трудно сказать, до какой степени этот фактор был решающим в инвестиционном климате города. И тем более, сейчас введение этого порядка вряд ли переломит ситуацию с притоком инвестиций.