Кабель затягивает пояса
Производители кабеля в Петербурге свидетельствуют о существенном снижении спроса на некоторые виды силового кабеля, а также о росте цен на основное сырье – медь и алюминий.
По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент», стагнация 2014 года, переросшая в кризис, ухудшение политической обстановки, рост инфляции, значительные колебания курсов валют не могли не сказаться не кабельной индустрии. По его словам, подтверждается это и данными статистики. Так, по данным Росстата, за январь-ноябрь 2014 года (более поздней информации нет) индекс производства по виду деятельности «производство изолированных проводов и кабелей» по полному кругу организаций в России составил 96,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В Санкт-Петербурге этот показатель за указанный период составил 51%.
Снижение спроса
В компании «Севкабель» корреспонденту «Строительного Еженедельника» рассказали, что влияние санкций имело двоякий эффект для кабельного рынка в целом. С одной стороны, осложнилась возможность привлечения заемных средств для закупки материалов, с другой стороны, объем поставок кабельной продукции зарубежных производителей сократился, освободив рынок для российского производителя.
Однако в компании добавили, что уже в 2014 году зафиксировано существенное снижение спроса на некоторые виды силового кабеля. «В основном данная тенденция обусловлена отсутствием возможности финансирования крупных инфраструктурных проектов в области энергетики, реализация которых была заморожена либо перенесена на последующие годы. Конкурсы и тендеры на поставки кабеля на среднее и высокое напряжение отменяются. У компаний нет понимания, как будут распределены бюджетные средства в 2015 году», – прокомментировали ситуацию в компании «Севкабель».
По данным ГК «Мицар», продукция трех заводов-производителей – «Севкабель», «Камкабель», «Электрокабель» – занимает примерно 50% рынка Северо-Западного региона. Среди других крупных компаний стоит отметить «Иркутсккабель», «Сарансккабель», «Москабельмет», «АББ Москабель», «Южкабель», «Подольсккабель» и др.
Среди главных импортеров кабельных изделий в Петербурге и Ленобласти присутствуют финские компании Reka Cables Ltd, Draka NK Cables Ltd, немецкие Lapp Kabel и Helukabel, китайские, европейские и др. Что касается компаний, продающих кабельные изделия, то на рынке Петербурга и Ленобласти их около сотни. При этом самыми крупными являются «Мицар», «Электротехмонтаж» и «Минимакс».
Генеральный директор ГК «Севкабель» Александр Вознесенский свидетельствует, что снижение загрузки мощностей кабельных заводов в 2014 году и, как следствие, высокая конкуренция на рынке привели к увеличению объемов контрафактного кабеля на среднее и низкое напряжение до 50%. «Увеличилось количество подделок под известные бренды, например NYM от «Севкабеля». Из 17 произведенных ГК «Севкабель» контрольных закупок в сетевых компаниях 15 оказались контрафактными, что подтвердила независимая экспертиза. Большая часть кабеля произведена с занижением конструкции, и прежде всего медной жилы. Строительные сети и электротехнические магазины знают, что продают заведомый контрафакт, а строительно-монтажные организации не несут ответственности за качество проложенного кабеля, только за качество монтажных работ», – пояснил он, добавив, что «Севкабель» ежемесячно производит контрольные закупки, ведет активную борьбу с недобросовестными производителями кабеля, а также с сетевыми магазинами и продолжит привлекать к ответственности тех, кто нарушает законодательство.
Дмитрий Баранов говорит, что не стоит ожидать ухода с рынка производителей кабельной продукции: «Пока ситуация со спросом не столь критическая, чтобы начали закрываться производства. Учитывая стартовавший процесс импортозамещения, у предприятий появился шанс увеличить номенклатуру продукции, и поэтому не нужно закрывать производство. По мере улучшения экономической ситуации можно ожидать увеличения спроса на все виды продукции, а значит, и увеличения объемов ее производства. Не исключено, что положительные изменения в сегменте начнутся уже в середине года, что позволит предприятиям отрасли выпустить больше продукции и достигнуть лучших, чем в 2014 году, показателей».
Сырьевая зависимость
Мирослав Августинович, директор УПТК филиал ОАО «Метрострой», рассказал, что за последние несколько месяцев цены на кабельную продукцию выросли в зависимости от типа кабеля на 30-50% и больше. «Произошло удорожание не только зарубежной продукции, но и изделий российских производителей, что связано с увеличением стоимости основного сырья: меди, алюминия, пластикатов, брони. Традиционно в январе-марте на кабельном рынке наблюдается спад, после чего ожидается рост, так называемый отложенный спрос и увеличение кабельного рынка», – прокомментировал ситуацию эксперт.
В компании «Севкабель» также подтвердили, что цены на кабельную продукцию растут, добавив, что связано это с возросшей стоимостью металлов. «Прямые затраты на сырье (медь и алюминий) при производстве кабеля занимают от 70 до 85%. В России один крупный производитель алюминия и три производителя меди, при этом только два из них реализуют продукцию на территории РФ, причем по мировым ценам. У кабельщиков практически нет альтернативы. Сырьевики у нас фактически монополисты, цена алюминия и меди привязана к курсу доллара, отсрочка по оплате металла очень маленькая. УФАС на них никак не реагирует, и управы на них нет. Хотя есть примеры государств, которые добывают углеводороды и устанавливают цену внутри своего рынка для промышленного комплекса дешевле, чем мировые цены», – заключили в компании.
Мнение:
Мирослав Августинович, директор УПТК филиал ОАО «Метрострой»:
– В основном мы приобретаем кабель для нужд метрополитена Петербурга. Перечень наших поставщиков не изменился – мы активно работаем с ТД «Ункомтех» (дилер «Иркутсккабеля»), заводами «Камкабель», «Севкабель», холдингом «Кабельный альянс» и еще несколькими кабельными заводами, такими как «Рыбинсккабель», «Режкабель» и др. По нашим наблюдениям, крупные и средние игроки сохранили свое место на рынке. С другой стороны, зарубежная продукция постепенно вытесняется с отечественного рынка из-за ее высокой стоимости и заменяется аналогичной продукцией российских производителей, что свидетельствует о развитии технологий российских компаний.