Сети покидают страну
Ключевым трендом на рынке качественной торговой недвижимости сейчас является массовая переоценка целесообразности и масштаба присутствия иностранных операторов в России.
Снижение потребительского спроса привело к тому, что с началом осени некоторые торговые сети анонсировали закрытие магазинов и пересмотрели стратегии дальнейшего развития в России. По причине нерентабельности Stockmann закрывает оставшиеся 16 магазинов Seppala в России. Российские магазины Esprit, OVS и River Island также прекращают работу. Американская Papa John's International расторгла договор франшизы с WorldWide Papa’s, независимым франчайзи, владельцем и оператором 15 пиццерий в Санкт-Петербурге. Сеть супермаркетов бытовой техники и электроники «Телемакс» закрывает часть магазинов в регионах и в Санкт-Петербурге. Нидерландская компания – производитель одежды Mexx закрывает малорентабельные магазины в России. Сеть ресторанов быстрого питания Carl's Jr закрывает заведения в Санкт-Петербурге и Новосибирске. «Некоторые торговые сети пересматривают стратегию дальнейшего развития. Например, компания S-Group до конца года планирует открытие в Петербурге двух гипермаркетов Prisma, после чего приостановит развитие сети. Также сократили планы по развитию Befree, Love republic, Zarina, Ostin, «Спортмастер», «Адидас», – рассказали аналитики компании Maris / Part of the CBRE Affiliate Network.
«Ориентиры массового покупательского спроса в нашей стране сейчас кардинально не сходятся с европейскими. Брендам, которые обычно формируют основу платежеспособного tenant mix в новых проектах, сейчас очень сложно нащупать реалистичный баланс цен и планов продаж, которые обеспечат доходность бизнеса. В некоторых крупных торговых комплексах арендаторы даже не идут переговариваться, а просто съезжают, концентрируя свои усилия в наиболее успешных точках», – добавляет Альберт Харченко, генеральный директор East Real.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, продолжает: «Планируемый ввод торговых площадей в торговых центрах Петербурга в 2015 году является минимальным за последние пять лет и лишь немного превышает показатели 2009 года. Всего в следующем году будет введено 42,4 тыс. кв. м в качественных торговых центрах. Мы также ожидаем дальнейший рост доли вакантных площадей до 7-7,5%. Негативная макроэкономическая ситуация продолжит оказывать значительное влияние как на девелоперов торговых центров, так и на ретейлеров, тенденция фиксации верхней границы валютного курса, а также использования процента от товарооборота сохранится в 2015 году, однако решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально».
С ним согласны и другие аналитики. «По нашим прогнозам, объем ввода в 2015 году может оказаться рекордно низким за последние пять лет – менее 100 тыс. кв. м. Однако пока что не получили опровержения планы по завершению в следующем году еще нескольких крупных проектов, так что данную цифру можно расценивать как пессимистичный прогноз», – считает Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами (Asset Management) NAI Becar.
Среди объектов, которые планируется завершить в 2015 году, сразу две торговые площадки откроются в формате Outlet. В свете снижения покупательской способности данный формат может оказаться весьма востребованным, что будет способствовать дальнейшему развитию сегмента на рынке Санкт-Петербурга.
Ольга Аткачис, руководитель отдела торговых помещений ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, говорит, что в текущем году ожидается ввод в эксплуатацию универмага Au Pont Rouge в составе МФЦ «У Красного моста», а также ввод первой очереди Pulkovo Village Outlet и второй очереди ТРК «Питер-Радуга». «Таким образом, по итогам 2015 года объем ввода торговых площадей в Петербурге ожидается на еще меньшем уровне, чем в прошлом году – около 46 тыс. кв. м», – подсчитала она.