Мурманский аэропорт ждет инвестора

Росимущество выставило на торги государственный пакет акций ОАО «Аэропорт Мурманск», 38% уставного капитала компании оценено в 65,4 млн рублей. По мнению экспертов, активом могут заинтересоваться структуры Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, развивающие аэропортовый бизнес в столице и на юге России.

 

Продажа акций аэропорта в пос. Мур­­­маши Кольского района Мур­­манской об­ласти проводится РАД в соответствии с программой приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы. Заявки на участие в открытом аукционе принимаются с 6 марта до 29 апреля 2015 года, 28 мая будут подведены итоги. На продажу выставлены 939 тыс. обыкновенных именных акций общества в бездокументарной форме, что составляет 38% от уставного капитала организации. Началь­ная цена акций – 65,4 млн рублей. Шаг аукциона – 500 тыс. рублей.

Доли и имущество

Согласно отчетности компании, 38% акций принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 24,1% владеет ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (приобрело пакет в 2008 году – прим. ред.), 10% принадлежит Gregory trading s.a., зарегистрированному на Виргинских островах, долей в 5,8% распоряжается калининградское ЗАО «Новый поток», 5,7% у столичной компании «Венди-проект». Выручка с января по сентябрь 2014 года составила 357,2 млн рублей. Чистая прибыль – 21,6 млн рублей, для сравнения, в 2013 году за аналогичный период прибыль составила 17,9 млн рублей.
Общая площадь принадлежащих и используемых компанией зданий, строе­ний, сооружений, земельных участков – 845 тыс. кв. м. Сам аэропортовый комплекс занимает площадь 65 га, аэровокзал расположился на участке в 15 тыс. кв. м, 31,5 тыс. кв. м – площадь привокзальной площади. На эти земли действует договор аренды от 2005 года, рассчитанный до 2054 года. В собственности у ОАО «Аэропорт Мурманск» здание аэровокзала с пристройкой на 7,2 тыс. кв. м, управление со столовой на 100 мест и ЦРП на 1949 кв. м, часть привокзальной площади, здание гостиницы и общежития, подъездные дороги, котельные, резервуары и производственные здания и т. д. – всего 127 объектов. На праве аренды компании принадлежат 13 объектов недвижимости, эти объекты относятся к федеральной собственности согласно действующему законодательству. Это взлетно-посадочная полоса, летная зона, перрон и рулежные дорожки. Аренда рассчитана до 2017 года.

Взлет за свой счет

Работы по реконструкции комплекса аэропорта Мурманск в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» ведутся с 2009 года. В частности, была проведена реконструкция дренажной системы, ремонт и перекрытие поверхности искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) и перрона, замена светосигнального оборудования (ССО). Впрочем, как утверждают представители компании, финансирование в рамках долгосрочной целевой программы выделяется только на капремонт ВПП, а все остальные работы выполняются за счет собственных средств аэропорта.
Инвестиционная политика осуществляется за счет собственных средств (амортизационных отчислений) и прибыли, направляемой на финансирование инвес­тиционных программ по решению совета директоров, заявлял ранее генеральный директор ОАО «Аэропорт Мурманск» Дмитрий Сластин. Затраты на капитальные вложения в 2014 году составили 57,1 млн рублей. По словам руководителя компании, аэропорт работал при отсутствии федеральных субсидий на частичную компенсацию затрат, связанных с обес­печением взлета и посадки, а это около 26 млн рублей в год. «У аэропорта единственный источник доходов – сборы за наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров. Но этих денег недостаточно для полноценного развития, практически все уходит на зарплату, замену оборудования, увеличение численности и т. д.», – рассказывал ранее господин Сластин. Перспективы развития аэропорта после приватизации в компании комментировать отказались.

Растущий поток

Тем не менее проведенная реконструкция позволила значительно улучшить прочностные характеристики аэродрома, а также технические показатели ССО, что дало возможность в 2011 году получить допуск на обслуживание нескольких новых типов воздушных судов – А-319, А-320, В-737-800. Это, в свою очередь, привело к существенному увеличению пассажиропотока (ежегодный рост показателей составил около 10%). Если в 2008 году пассажиропоток составлял около 430 тыс. человек в год, то к 2012 году он составил уже более 545 тыс. человек. В 2014 году пассажиропоток аэропорта составил 667 тыс. пассажиров, что на 8,5% больше, чем в 2013 году. В среднем на 7% увеличился и объем перевезенных грузов. По этому показателю он занимает четвертое место после Петербурга, Калининградской области (1,4 млн человек за 2014 год) и поморского аэропорта Талаги (более 800 тыс. человек).
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, не исключен интерес к активу со стороны крупнейших российских компаний, которые управляют рядом российских аэропортов. В частности, этим активом может заинтересоваться компания «БазэлАэро» Олега Дерипаски, которая успешно развивает сеть аэропортов юга России, или «Аэропорты Регионов» (холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга), а также операторы других российских аэропортов. По словам эксперта, оценка выставляемого пакета вполне адекватна, и если интерес к нему будет высокий, то не исключено, что в ходе торгов она увеличится.

Справка:

Строительство аэродрома началось в 1971 году, а в эксплуатацию комплекс был введен 21 июля 1976 года. В 1977 году появилось здание аэровокзала, а чуть позже – гостиница на 220 мест. Первый рейс был выполнен на Одессу. Затем стали выполняться рейсы в южные города: Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Краснодар. На сегодняшний день АК «Нордавиа» является основным перевозчиком для мурманского аэропорта, обслуживая 50% всех перевозок. Также рейсы совершают «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», АК «Россия», АК «Северсталь».

рубрика: Новости регионов
автор: Михаил Немировский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.