Из-под ареста на торги
Российский аукционный дом выведет на торги здание особняка офицера Слепцова на Большой Конюшенной ул., 9. Объект оценен в 850 млн рублей. Предыдущая продажа выявленного объекта культурного наследия закончилась уголовным делом и наложением ареста на здание.
Аукцион по продаже трехэтажного нежилого здания площадью 2,5 тыс. кв. м на Большой Конюшенной ул., 9, пройдет 30 апреля. Здание имеет четыре отдельных входа – два с фасада и два со двора. Начальная цена лота – 850 млн рублей. Как отметили в РАД, будущий собственник может использовать здание под различные цели: фасадную часть здания возможно использовать под размещение бутика брендовой одежды, ресторан, представительский офис, медицинскую клинику премиум-класса, банк. Дворовую часть, доступ в которую осуществляется через арку, можно использовать под отель или офис. Сейчас в здании функционирует гостиница «Дворы Капеллы» и адвокатский кабинет.
Особняк В.А. Слепцова построен в XVIII веке неизвестным архитектором. Дворовая застройка на участке сформировалась в XIX веке. В 1899 году архитектором Леонидом Фуфаевским была выполнена надстройка – добавлен третий этаж и устроена парадная лестница. В 2001 году дом включен КГИОП в список вновь выявленных объектов культурного наследия. В советское время дом Слепцова занимал Леноблпотребсоюз, в 1990-е годы собственником здания стало ООО «Транспортные системы». Однако после смерти основного владельца компания решила продать здание.
Отметим, что попытка компании избавиться от актива повлекла за собой не только целую криминальную историю, но и в конечном итоге изменение Уголовного-процессуального кодекса. Так, в августе 2011 года унаследовавшему компанию Игорю Сечину (не путать с главой «Роснефти») поступило предложение о продаже здания от израильского инвестфонда. Переговоры от имени фонда вели лица с не менее «говорящими» фамилиями – Сагив и Нир Ротенберги. В результате стороны договорились о продаже здания за 60,9 млн EUR, 47 млн из них должны были отойти продавцу, остальное – Ротенбергам за посредничество. Здание оформили на еще одного гражданина Израиля Антона Смирнова, который должен был перечислить господину Сечину средства после регистрации права собственности в ФРС. Однако сразу после переоформления документов господин Смирнов скрылся, впоследствии выяснилось, что здание было им перепродано несколько раз, а итоговым собственником оказался известный в городе бизнесмен, владелец сети салонов красоты «Афродита» Марк Эйдлен. Отметим, что по заявлению господина Сечина в феврале 2012 года следствием УМВД по Центральному району было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», а Дзержинский суд постановил наложить арест на особняк Слепцова. Такие меры пришлись не по нраву новому собственнику – Марк Эйдлен обратился в Конституционный суд с просьбой снять арест с имущества, поскольку ст. 115 УПК («Наложение ареста на имущество») «несоразмерно ограничивает право собственности». Истец настаивал на том, что в рамках уголовного дела он не является ни подозреваемым, ни обвиняемым. В итоге суд пошел бизнесмену навстречу, признав положения ч. 3 и 9 ст. 115 УПК не соответствующими Конституции РФ. В РАД подтвердили, что на данный момент имущество свободно от притязаний третьих лиц, а господин Эйдлен является легитимным владельцем здания.
С учетом текущей экономической ситуации стоимость лота оценивается нами в 650 млн рублей, максимальный объем вложений в проведение ремонтно-строительных работ составит около 15 тыс. рублей за 1 кв. м», – подсчитала директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar Александра Смирнова. Запрашиваемая цена – 350 тыс. рублей за 1 кв. м – для данного объекта является завышенной, соглашается заместитель директора департамента инвестиционных услуг компании Colliers International в Петербурге Анна Сигалова. Здания с похожими характеристиками, расположенные на Невском пр., продавались гораздо дешевле. По словам эксперта, перспективы превращения здания в доходный, рыночный объект представляются весьма отдаленными – только реконструкция здания потребует дополнительно не менее 250 млн рублей. «Интересным данный объект может быть, пожалуй, только для покупателя, которому по каким-то причинам необходимо здание именно в этой локации», – говорит госпожа Сигалова.
Мнение:
Елена Трескова, руководитель проектов отдела инвестиций и продаж Knight Frank St Petersburg:
– Стоимость подобного рода объектов не может быть рыночной, поскольку никакого рынка не существует. Каждое историческое здание уникально, как и любой предмет роскоши, стоит ровно столько, сколько за него готовы заплатить. Заявленная цена лота не завышена, объект, очевидно, будет востребован в этом месте, но вопрос эффективности подобных вложений остается открытым, так как затраты на реконструкцию могут существенно «утяжелить» бюджет сделки.