Вопрос номера
ГК «Автодор» прогнозирует, что через пять лет половина новых дорог в России могут стать платными. Есть ли альтернативный способ улучшить состояние дорог в стране?
Константин Шершаков, заместитель руководителя филиала АСМАП по СЗФО:
– Конечно, есть – сделать хоть раз дороги качественно, по уму. Использовать не холодный битум, который годится только на заплатки, а горячий. Но пока нашим дорожникам выгодно работать на ямочном ремонте, ничего не изменится. Они сами признаются, что делают дороги так, чтобы у них была загрузка на следующий сезон. Нам нужно улучшать качество работ, осваивать новые технологии, а не устраивать из транспортной инфраструктуры очередную кормушку для определенного круга лиц. Для примера приведу Финляндию, бюджет которой сравним с бюджетами Петербурга и области. В 2005 году наша сторона передала им в пользование разбитую дорогу вдоль Сайменского канала до погранпункта Брусничное, и они ее отремонтировали. До сих пор там нет ни трещинки.
Александр Филиппов, управляющий партнер Intecon:
– В существующих экономических реалиях федеральный и региональные бюджеты не смогут обойтись без поддержки частных инвестиций в дорожно-строительную отрасль. Однако по ключевым направлениям должны существовать бесплатные дороги-дублеры. Трассы могут быть частично представлены платными участками, как в Греции. Это особенно удобно, если автобан имеет большую протяженность: платные сектора могут стоить совсем недорого. А вообще состояние дорог улучшит должный контроль со стороны профильных ведомств на предмет соблюдения технологий на всех этапах строительства. Сейчас его нет.
Владимир Валдин, эксперт МОО «Город и транспорт»:
– Инфраструктурные проекты однозначно должны оплачиваться из бюджета. Люди должны видеть, куда идут их налоги. Если бюджет страны не «тянет» строительства дорог, то альтернативного способа нет. Нужно изменение приоритетов бюджетной политики. У нас в стране из любой вещи стремятся сделать источник доходов. Ну, давайте тогда к каждой ассенизаторской машине и каждому столбу приделаем по монетоприемнику, тогда будет полная социальная справедливость. С дорогами хотят сделать то же самое. Платные дороги – это продолжение политики «высоких заборов», когда лучшие куски отрезаются в пользу меньшинства.
Станислав Невзоров, председатель совета директоров ГК «Союз-Инвест»:
– Я сторонник того, что инфраструктура должна формироваться системно, комплексно, например в рамках развития какой-то территории. Как проектировщики мы понимаем, что вопросы модернизации инфраструктуры – это вопросы государственно-частного партнерства. Невозможно сделать все дороги либо платными, либо бесплатными, когда только государство их развитие финансирует. При системном подходе к развитию инфраструктуры появляются и механизмы, и инструменты, и финансирование, которое будет распределяться в равных долях. В результате этого получится, что какая-то часть дорог будет платной, а какая-то – бесплатной.
Борис Вишневский, депутат ЗакСа:
– Я категорически против платных дорог. На мой взгляд, платная дорога – это то, что может построить частный инвестор в параллель существующей трассе. Сейчас у нас все с ног на голову. На государственные деньги строится дорога, а потом берется плата за проезд. За примером ходить далеко не надо – это наш ЗСД. Такую схему возведения дорог считаю неправильной. Да и вообще нужно строить бесплатные качественные дороги. Современные технологии позволяют это делать. Однако очень часто новые трассы разваливаются уже через год эксплуатации из-за экономии материалов и денег, и в первую очередь в этом виноваты сами чиновники.