Офисные центры в поисках оригинальных идей

Подавляющее большинство бизнес-центров представляют собой классический продукт со всеми необходимыми инфраструктурными элементами. Однако сегодня управляющие компании включаются в гонку оригинальных идей, способных привлечь новых арендаторов.

 

Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге, говорит, что дополнительные оригинальные услуги в бизнес-центрах встречаются довольно редко, что, по ее мнению, можно объяснить, с одной стороны, как невысокой востребованностью дополнительных опций (особенно если за них приходится платить арендатору), так и экономикой объекта – предоставление дополнительных опций должно быть востребовано арендатором. Но набор услуг с каждым годом расширяется. «Скажем, лет десять назад шатл-бас для удаленных от метро бизнес-центров казался роскошью, а сейчас становится одной из базовых опций, предлагаемых собственниками или управляющими компаниями крупных бизнес-центров», – уточняет госпожа Лежнева.
С этим мнением согласна маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент» Екатерина Беляева: «Если бизнес-центр будет располагаться на расстоянии 15-20 минут ходьбы от станции метро, то собственники БЦ классов A и B должны позаботиться о шаттл-басах – одним из последних востребованных на рынке веяний в управлении бизнес-центром (например, БЦ River House, «Балтийский порт», «Эврика», «Бенуа»)».
«Профессиональная кейтеринговая служба в крупном нецентральном бизнес-центре также становится обыденным явлением, хотя лет семь назад такие операторы только появлялись на петербургском рынке», – продолжает госпожа Лежнева.
Что касается примеров дополнительных «фишек» или сервисов бизнес-центров, то в качестве примера эксперты приводят бизнес-центр «Технополис», обладающий высококачественными трансформируемыми конференц-залами, которые могут эксплуатировать арендаторы комплекса. Также многие отмечают обустройство бизнес-парка «Полюстрово» управляющей компании «Теорема». «Территория бизнес-парка благоустроена, есть озеро, на территории всего парка работает Wi-Fi. С учетом большого числа IT-специалистов среди арендаторов бизнес-парка подобная услуга очень востребована», – добавляет госпожа Лежнева.
Из интересных примеров дополнительных сервисов в бизнес-центрах в центральной части города эксперты также отмечают компанию «Ренессанс Девелопмент», которая организовала в своих бизнес-центрах на ул. Марата и на Херсон­ской ул. тренажерные залы под собственным управлением, предлагаемые по льготной цене для посещения арендаторам бизнес-центров.
Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости и земли Knight Frank St Petersburg, среди оригинальных бизнес-центров помимо уже перечисленных также выделяет «Веда-Хаус»: «в здании бизнес-центра на последнем этаже располагается теннисный клуб с площадками для игры в большой теннис.
Впрочем, далеко не все эксперты полагают, что «фишка» имеет какое-нибудь важное значение для бизнес-центра. Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор», считает, что сегмент офисной недвижимости очень консервативен. «В нем остро стоит вопрос не оригинальности инфраструктуры, а качества оказываемых услуг. Клиенту важны локация и транспортная доступность объекта, ценовая политика и характеристики предлагаемых для аренды помещений», – категоричен он.
Эту точку зрения подтверждает Андрей Орлов, региональный директор компании CVH по России и СНГ: «В свое время мне довелось искать офисные помещения для одной достаточно известной японской компании. Так, насобирав разных вариантов и предложений, пригласил к персональной оценке и осмотру офисных помещений одного из топ-менеджеров, а именно японца. Все же одним из важных факторов при выборе офисного помещения для филиала японской компании в Санкт-Петербурге было помещение под названием WC».

Мнение:

Михаил Рожко, директор депар­та­мента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге:
– Общемировая тенденция показывает, что люди стремятся максимально рационально тратить свое время, поэтому наличие того/иного вида дополнительных услуг на объекте является хорошим преимуществом для сотрудников компаний-арендаторов.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Денис Кожин
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.