Трест ГРИИ: история и современность
1418 дней бушевал смерч самой кровопролитной в мировой истории войны. И каждый из этих дней – страница героической и трагической летописи подвига советских людей. Отдельной героической страницей войны стала беспримерная 900-дневная блокада Ленинграда. Окруженный город не только не сдался, но и продолжал жить, трудиться и верить в победу.
Уже в конце войны, когда окончательно стали понятны масштабы разрушений города, решением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 22 февраля 1944 года № 107-54 был создан Трест ГРИИ.
Прорыв вражеской блокады и разгром немцев под Ленинградом поставили перед вновь созданным трестом большие и неотложные задачи по инженерно-геодезическим и изыскательским работам. Только в Ленинграде было разрушено и повреждено почти 14 тыс. зданий, утрачено более 3 млн кв. м жилой площади, выведены из строя транспортные и другие инженерные коммуникации, нарушена основная плановая и высотная геодезическая сеть, имевшиеся топографические планы требовали радикального обновления.
В своих воспоминаниях старейшая работница треста Валентина Ивановна Грачева (1917-2009) писала: «Помню, когда мы приехали в Петродворец, он был полностью разрушен. Специалисты треста в послевоенных условиях, с помощью примитивных инструментов, в основном вручную, с использованием двух грузовых автомобилей-«полуторок» делали огромное дело по обеспечению изыскательскими материалами процесса восстановления разрушенного города».
Шли годы. Город восстанавливался. Уже с 1946 года возобновилось жилищное строительство. В 1948 году разработан новый проект Генерального плана города, в соответствии с которым сразу же началось строительство канализационных коллекторов в центральной части города, приступили к сплошной газификации и теплофикации, сооружению и расширению ряда ТЭЦ и ТЭС.
И в совершении всех этих грандиозных дел впереди, на начальном этапе всегда были работники треста и, конечно же, бывшие фронтовики и блокадники.
Рассматривая более чем 70-летний период производственно-хозяйственной деятельности треста, можно выделить несколько этапов его развития.
1-й этап (1944-1959 годы) – период становления и организации работы треста в условиях финансирования за счет государственного бюджета. Объем работ и численность персонала за этот период возросли в 4,7 раза.
За этот период трестом было обеспечено частичное обновление топографических планов масштаба 1:2000 застроенной части города.
В 1948 году начато создание топографической основы для сплошной газификации и теплофикации исторической части города, сооружения канализационных коллекторов в соответствии с новым Генпланом развития Ленинграда.
В 1950-е годы специалисты треста направляются в Сталинград, Белгород, Курск, Кемерово, производятся изыскания для проектирования стадиона имени С.М. Кирова, Приморского парка Победы, реконструкции Финляндского вокзала. С 1955 года производятся изыскания вестибюлей наземных станций первой линии метро в Ленинграде.
В становлении треста и его деятельности в этот период участвовали его руководители: первый управляющий трестом Михаил Павлович Булышкин, затем Леонид Иосифович Машинский, Василий Васильевич Матвеев, Павел Иванович Иванов.
2-й этап (1960-1970 годы) – период, характеризующийся наращиванием производственной мощности треста, совершенствованием техники и технологии производства, механизации изыскательских работ.
С 1966 года создается топографическая основа для освоения новых территорий и крупнопанельного строительства. Выполняются инженерные изыскания для строительства специальных объектов: телевизионного центра на ул. Чапыгина и телевизионной башни, гостиниц «Россия», «Советская», «Ленинград», Дворца спорта «Юбилейный», концертного зала «Октябрьский».
В 1966 году работники треста участвуют в восстановлении г. Ташкента после разрушительного землетрясения.
С 1961 по 1986 год управляющим трестом был Дмитрий Алексеевич Смирнов.
3-й этап (1971-1988 годы) – период интенсивного наращивания объемов жилищного строительства, необходимости строительства, увеличения этажности зданий, широкого применения свайных фундаментов.
В этот период годовой объем выполненных трестом работ увеличен в 1,8 раза при практически неизменной численности работников (несколько более 1000 человек). Весь прирост объема был обеспечен за счет роста производительности труда.
В 1980 году специалисты треста выполнили топографические работы в г. Сочи для проектирования и строительства пансионата для отдыха жителей Ленинграда.
С февраля 1987-го по 2013 год управляющим – генеральным директором треста был Борис Васильевич Резунков.
4-й этап (1989-1999 годы). Это десятилетие характеризуется работой коллектива треста в условиях государственного переустройства России и перевода экономики на рыночные отношения, которые сопровождались общим спадом производства в стране, в том числе снижением объемов строительства.
За эти годы численность работающих в тресте сократилась в 2,4 раза.
5-й этап (2000-2015 годы) – период стабилизации политической и экономической обстановки в стране и в Санкт-Петербурге, период активной строительной деятельности в городе, в том числе связанной с 300-летием Санкт-Петербурга. За этот период выполнены инженерные изыскания важных и значимых для города объектов: реконструкции Дворцовой площади и Дворцовой наб., реконструкции покрытия и освещения Невского пр., Ледового дворца, Ушаковской транспортной развязки, кольцевой автомобильной дороги (КАД), Ладожского вокзала, проекта «Балтийская жемчужина», автомобильного завода «Тойота».
В 2014 году решением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 26 февраля 2014 года № Р-91 трест награжден почетным дипломом «За значительный вклад в развитие проектно-строительного комплекса Санкт-Петербурга, высокие профессиональные достижения в области градостроительной деятельности» и дипломом первой степени победителя X Всероссийского конкурса на лучшую проектную, изыскательскую организацию «За достижения высокой эффективности и результатов деятельности организации в современных экономических условиях».
В 2013-2015 годы трест вышел на российский рынок изыскательских работ и выполнил: комплекс геодезических работ по наблюдению за деформациями прибрежной полосы в заливе Петра Великого, г. Владивосток; геодезические работы в цехах ОАО ПО «Севмаш» без остановки производства, г. Северодвинск; комплекс инженерных изысканий, в том числе инженерно-геологических, для НПС «Невель», г. Невель.
Ветераны Великой Отечественной войны, жители и дети блокадного Ленинграда в разное время трудились в Тресте ГРИИ. Двое из них, Евгений Николаевич Богданов и Станислав Николаевич Богданов, трудятся и сегодня.