Кризис может стать шансом для новичков
Появление новых девелоперов не имеет прямой связи с кризисом, однако, как отмечают в Knight Frank St. Petersburg, начинать развитие в кризис несколько проще, поскольку появляется больше возможностей для приобретения привлекательных проектов и пятен под застройку.
Такой же точки зрения придерживается и Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге: «На мой взгляд, сейчас как раз лучшее время для выхода новых девелоперов на рынок. Не для начала полномасштабных инвестиций в строительство объектов (для этого время как раз не лучшее – финансирование сложно получить, а расходы на строительство ощутимо выросли, спрос во многих сегментах неуверенный, конкуренция высока), а для формирования команды, аренды офиса, формирования первоначального земельного банка, разработки концепции и документации, согласований и т. п. Практически все перечисленное обойдется сейчас дешевле (а выбор зачастую больше и лучше). При этом первые проекты таких девелоперов имеют шансы выйти на рынок в период превышения спроса над предложением».
Новым игрокам, конечно, несколько сложнее: к экономическим и рыночным рискам добавляются риски, связанные с недостатком экспертизы, отлаженных бизнес-процессов и эффективной команды. «Но практически все это можно компенсировать привлечением лучших профессионалов – как в состав команды, так и по контракту», – полагает господин Косарев.
Марина Агеева, руководитель отдела продаж жилой недвижимости УК «Теорема», согласна с этим: «Новое имя на рынке – это всегда риск, даже в обычное время, не говоря про такое непрогнозируемое, как сейчас. Многое зависит от того, в какой отрасли компания работала перед тем, как решила заняться жилищным строительством. Если она, например, успешно продавала мясо, а сейчас решила продавать землю, то могут возникнуть сложности».
Госпожа Агеева полагает, что важно, насколько глубоко прорабатывался проект, какие специалисты привлекались для его реализации. «Например, это может быть новая компания, но в ней собрались известные специалисты, которые давно работают на строительном рынке и имеют необходимый опыт. Выход такой компании вполне оправдан и имеет все шансы на успех, – считает она. – Новым игрокам имеет смысл выходить на рынок, если проект продуман, просчитан, есть ресурсы для его реализации и понимание, для кого он строится. У нового игрока на рынке изначально не будет такого объема продаж, как у известных застройщиков. Даже если весь город будет завешан рекламой, в лучшем случае это даст кратковременный эффект. Яркий, агрессивный выход с большим объемом рекламы, как показывает практика, говорит о низкой надежности компании и заканчивается ее банкротством».
Специалисты отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg говорят: «Мы видим примеры пополнения числа девелоперов за счет следующих групп компаний. Во-первых, это московские девелоперы, работающие с регионами, но ранее не представленные на рынке Санкт-Петербурга. К примеру, ФСК «Лидер», начавшая реализацию проекта «Светлановский» в Мурино-Девяткино. Во-вторых, это компании, работающие на рынке генподрядных и подрядных услуг в строительстве, открывающие девелоперские направления. Пример – ЖК «Фламинго» от компании «Капстрой» и ЖК «Форт Рыбацкий» от компании «Аквамарин». В-третьих, это новые зарубежные игроки. Например, китайская компания «Хуа Жень».
В Knight Frank St. Petersburg отмечают, что, как правило, новые игроки начинают свою экспансию, постепенно запуская 1-2 проекта как пилотные.
«Выход новых игроков в кризис – нормальная практика. Часть застройщиков уйдет с рынка: кризис, конечно, «подчищает» конкурентное поле от самых неподготовленных к нему. Сейчас «слабые» проекты выбывают с рынка, а остальные будут развиваться дальше. Ясно, что на их место придут новые девелоперы со своими, возможно, более удачными проектами», – говорит Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО «Ойкумена».
Мнение:
Андрей Бойков, партнер Rusland SP:
– Любой кризис – это, в том числе, период новых возможностей. Вследствие того, что большинство крупных игроков «притормозило» с новыми приобретениями, появились возможности для выхода на рынок новых игроков. Очень большое значение имеет выбор проекта, оценка рисков и грамотная маркетинговая стратегия.