Вопрос номера
ТГК-1 может продать коллекторам просроченную задолженность петербуржцев за услуги теплоснабжения. Помогут ли такие жесткие меры снизить количество должников?
Сергей Комаров, генеральный директор НП СРКБВСР «СРО «Инжспецстрой-Электросетьстрой»:
– Я считаю, что не поможет. Как выбивать долги, если народ сидит без денег? Денежная масса на руках у населения уменьшилась, разумеется, они стали пропускать оплату того или иного вида услуг. В то, что кто-то специально не платит за тепло, чисто из принципа, я не верю.
Лариса Леонтьева, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие»:
– На данный момент закона о коллекторской деятельности в России не существует, и на каких принципах будет основана работа коллекторских агентств, непонятно. Продажа дебиторской задолженности коллекторам еще может работать по юридическим лицам, а вот по физлицам вряд ли. Я считаю, что тарифы должны быть экономически обоснованы, а не ограничиваться их предельным индексом роста. Чтобы выпадающие доходы организаций, которые несут очень серьезные затраты, в том числе ТГК-1, ГУП ТЭК и др., начали софинансироваться государством. Иначе мы проблему неплатежей не решим.
Юрий Шенявский, президент НП «Газовый клуб»:
– На мой взгляд, не поможет. Они что, правда собираются нанимать каких-то людей, чтобы они звонили людям по ночам или выбивали эту задолженность под дулом пистолета? Здесь пахнет криминалом и приведет это только к волне социального недовольства. Это не нужно ни городу, ни Газпрому. Действительно, задолженность перед ресурсоснабжающими организациями сейчас огромная. Но, полагаю, разъяснительной работой с населением, направленной на погашение задолженности, должны заниматься структуры, которые ближе к людям: ТСЖ, управляющие компании.
Игорь Лучков, генеральный директор Intecon:
– Не думаю, что такая мера воздействия на должников по услугам ЖКХ будет полностью эффективна. Так как на определенную долю неплательщиков психологическое воздействие коллекторов будет нулевым, поскольку в силу различных обстоятельств люди вообще не могут оплачивать услуги. При этом не исключаю, что с передачей долгов коллекторам в городе может подняться негативная информационная волна, ведь представители этой профессии очень часто используют в своей работе антизаконные методы.
Вячеслав Нотяг, депутат ЗакСа:
– Прежде всего, надо бы дать какое-то юридическое определение профессии коллектора. Сейчас ее нет. На мой взгляд, это и вовсе бандиты XXI века, так как их методы воздействия на граждан противозаконные. Кроме того, непонятно, на каком основании «жилищники», поставщики тепла будут передавать долги людей третьим лицам. Разве это есть в договоре сторон? Если ТГК-1 действительно начнет воплощать такую инициативу в жизнь, мы как депутаты ЗакСа обязательно постараемся воспрепятствовать этому.
Александра Улезко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнеры»:
– Фактически ТГК-1 имеет права требования не напрямую к гражданам, а к управляющим организациям, поскольку именно с ними заключаются договоры теплоснабжения. Те, в свою очередь, работают непосредственно с гражданами-должниками. Даже если бы права требования к гражданам были проданы коллекторам, последние вправе работать с должниками только в рамках закона. Это означает, что им надо будет получить решение суда и через судебного пристава-исполнителя пытаться взыскать средства из заработной платы потребителя. При этом сами коллекторы могут только писать письма должнику о необходимости вернуть средства и взаимодействовать с судебными приставами. Все остальное вне рамок правового поля.