Сергей Лобач: «Использование компенсационных фондов СРО для строительства жилья может стать эффективной антикризисной мерой»

Председатель Совета НП СРО НОСО «Стройбизнесинвест» Сергей Лобач рассказал «Строительному Еженедельнику» о взаимодействии с региональным правительством и возможности областной СРО дать новый импульс развитию жилищного строительства.

 

– В 2014 году был принят ряд основополагающих законов, которые внесли достаточно серьезные изменения в систему саморегулирования, среди них – закон об информационной открытости СРО. Соблюдает ли ваша саморегулируемая организация эту норму?
– Политика государства должна быть направлена на максимальную открытость своих институтов для общества. И мы тоже открыты. Нами неукоснительно соблюдается принцип информационной открытости, прозрачности и публичности деятельности саморегулируемых организаций, мы размещаем документы органов управления организации в открытом доступе, обеспечиваем публичность процедур и заседаний органов управления областной СРО и в целом ориентированы на внешнего потребителя информации.

– Какие, по вашему мнению, основные функции вашей организации, обусловленные нахождением на территории конкретного региона?
– Мы считаем, что основными функциями областной саморегулируемой организации на местах является обсуждение вопросов государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, представление интересов областной СРО в федеральных органах, органах госвласти субъектов РФ, органах местного самоуправления. Также среди задач – формирование предложений по вопросам выработки государственной и региональной политики в области строительства, защита интересов областной саморегулируемой организации и ее членов, рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб на действия или бездействие членов областной СРО и ее исполнительных органов. Все эти функции наша СРО успешно реализует на практике.

– Удается ли вам выстраивать диалог с органами исполнительной власти?
– Площадками для диалога с властью являются Координационный совет по вопросам строительства при губернаторе Нов­городской области, общественные советы департамента архитектуры и градостроительной политики и департамента имущественных отношений и государственных закупок, членами которых являются представители СБИ. Кроме того, представители СБИ являются членами общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новгородской области и Коорди­национного совета по развитию строительной отрасли при полномочном представителе Президента Российской Феде­рации в СЗФО, экспертами Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере. Представители дирекции входят в состав дипломной комиссии строительного факультета Новгородского государственного университета. Мы взаимодействуем и с  Объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная федерация профсоюзов» на основании соглашения о сотрудничестве от 9 августа 2012 года. Дирекция и совет нашей СРО формировалась из людей, имеющих высшее строительное образование, значительный опыт в строительстве и пользующихся заслуженным авторитетом в строительном сообществе. Областную СРО представляют строители с 30-40-летним стажем работы в строительстве, один из них – депутат Новгородской областной думы, один – заслуженный строитель России, два почетных строителя России, один награжденный орденом «За заслуги в развитии строительной отрасли России».  Так что возможностей квалифицированно донести до власти проблемы строительного сообщества, обсудить их, в том числе на самом высоком региональном уровне, более чем достаточно. Мы слышим друг друга, доступны и обмениваемся мнениями.  

– А чем сегодня деятельность областной СРО может быть полезна областному правительству?
–  Достижение основных целей, ради которых и создавался институт саморегулирования, то есть безопасность и качество строительства, на сегодняшний день маловыполнимо без поиска точек соприкосновения с органами исполнительной власти в регионе. Это не только наше мнение – власти Новгородской области считают так же и, как следствие, ждут от нас существенных подвижек в этом вопросе. Например, при возникновении конфликтов на территории региона (в ситуации с обманутыми дольщиками или со строи­тельством жилья для детей-сирот) правительство области обращается к нашему партнерству для поиска оптимального решения проблемы, потому что большинство новгородских строителей являются нашими членами и мы оказываем всяческое содействие. Еще одно направление «факультативной» деятельности партнерства – оказание помощи, в том числе консультационной, госзаказчикам Новгородской области и муниципальным заказчикам по вопросам обоснованности включения в документацию по торгам требований о наличии определенных допусков к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства. Иногда по просьбам государственных и муниципальных заказчиков мы осуществляем проверку достоверности сведений, указанных в заявках на участие в торгах, поиск информации о конкретных участниках размещения заказа на сайтах СРО, а также по другим вопросам строительства. Вся перечисленная деятельность выполняется нами на добровольной и безвозмездной основе.

– Есть ли какие-то конкретные результаты такого взаимодействия?
– Есть. Например, одним из последних результатов диалога стала поддержанная губернатором области законодательная инициатива о возможности для саморегулируемых организаций использовать средства их компенсационных фондов не только для размещения на депозитах российских кредитных организаций, но и прямого инвестирования в строительство жилья через региональных операторов АИЖК. Это позволит им выдавать целевые займы льготным категориям граждан на приобретение жилья на стадии строительства на конкретных объектах у застройщиков, прошедших конкурсный отбор, проведенный органом исполнительной власти субъекта РФ – участником программы «Жилье для российской семьи». Предлагается следующий механизм: сначала СРО заключает договор целевого процентного займа с региональным оператором АИЖК. В указанном договоре прописываются условия, в том числе сроки возврата займа при необходимости осуществления выплат в случае причинения вреда третьим лицам. Объект строительства определяется органом исполнительной власти субъекта Федерации.  В свою очередь, АИЖК выдает заем льготным категориям граждан на заключение договора участия в долевом строительстве объекта. Далее гражданин заключает договор долевого участия с застройщиком – членом данной СРО, прошедшим конкурсный отбор, проведенный органом исполнительной власти субъекта Федерации.  Надеемся, что наше предложение найдет положительный отклик в российских регионах. При дефиците средств в бюджетах это может стать антикризисной мерой, позволяющей сохранить темпы ввода жилья на территориях, поддержать строительные организации и улучшить социальную ситуацию в регио­нах. Для сведения, на сегодня указанное предложение уже поддержали 15 регионов. Наше предложение мы направили в экспертный совет НОСТРОЙ.

Справка:

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» в январе-марте 2015 года, составил 6533,8 млн рублей и увеличился к январю-марту 2014 года в 2,8 раза.
За I квартал 2015 года введено 69,2 тыс. кв. м жилья, что составляет 170% к соответствующему периоду 2014 года.
На 1 апреля 2015 года в строительстве заняты 1706 областных организаций, их число по сравнению с 2014 годом увеличилось на 6%.

рубрика: Строительный округ
автор: Максим Шумов
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.