Загородный рынок занял выжидательную позицию

Объем продаж на загородном рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти снизился почти в полтора раза по сравнению с IV кварталом 2014 года.

 

Генеральный директор ООО «Н+Н» Надежда Солдаткина говорит: «По данным наших аналитиков, за первые три месяца этого года объем продаж на загородном рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти снизился на 41% по сравнению с IV кварталом 2014 года».
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам», подсчитал, что объем спроса на загородном рынке упал в некоторых сегментах в два раза. «Судя по всему, потенциальные покупатели ждут снижения цен для совершения покупки», – полагает он.
Соответственно, сократился и общий объем сделок: за январь-март этого года, по данным госпожи Солдаткиной, в Петер­бурге и Ленобласти было реализовано 1 тыс. объектов на общую сумму 1,3 млрд рублей – это на 8,1% меньше, чем было в предыдущем периоде, и на 5,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Один из основных трендов первых месяцев этого года – снижение продаж по всем видам объектов загородного рынка. Самое значительное снижение – почти на 35% по сравнению с предыдущим кварталом и на 43% по сравнению с аналогичным кварталом 2014 года – мы отмечаем в объеме продаж участков, несмотря на то что именно участки являются наиболее популярным форматом загородной недвижимости. Наряду с этим также снизились объемы продаж таунхаусов и коттеджей», – рассуждает она.
«Отметим и такой тренд последнего времени: из-за непростой финансовой конъюнктуры ряд девелоперов старается подстраиваться под возможности покупателей. Так, в последнее время в элитном сегменте наметилась тенденция – отказ продавцов от фиксированной цены и готовность рассматривать индивидуальные условия. Более того, вследствие валютных колебаний отдельные девелоперы переходят на расчеты в рублях», – рассказывает госпожа Солдаткина.
Генеральный директор ООО «Дудер­гоф­ский проект» Василий Вовк считает, что за прошедшие четыре месяца на рынке загородного домостроения выделились и другие ключевые тенденции. Первая – рост спроса на участки без подряда вместо готовых коттеджей и таунхаусов. «Это характерно преимущественно для эконом- и комфорт-класса. Такие участки наиболее ликвидны и доступны по стоимости. Часто покупатели используют их как инвестицию: покупают сейчас, а потом решают, строить дом или продавать учас­ток», – поясняет эксперт. Еще одна тенденция – снижение общей площади домов. Это характерно для всех сегментов, кроме элитного домостроения. Если еще год назад наибольшим спросом пользовались дома площадью 150-200 кв. м, то начиная с осени – 80-150 кв. м. Это происходит не только из-за общеэкономической ситуации, а еще и потому, что меняется структура спроса: загородная недвижимость из элитного сегмента становится все более массовой. «В России на снижение средней площади дома влияют такие факторы, как новый налог на недвижимость, увеличение коммунальных расходов, издержки по содержанию дома, снижение покупательской платежеспособности. Третья тенденция – увеличение числа проектов, предполагающих смешанный тип застройки», – уточняет господин Вовк.
Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Colliers International в Санкт-Петербурге, продолжает: «В конце IV квартала 2014 года общая ситуация на рынке недвижимости – повышенный спрос на жилую недвижимость в целом, колебания курсов валют – привели к заметному повышению цен в том числе и на рынке загородной недвижимости. Прежде всего речь идет о проектах премиального класса. По итогам I квартала и начала II квартала 2015 года мы отмечаем корректировку цен в обратном направлении».
Тем не менее цены все же растут. В АН «Итака» отмечают, что средние цены на загородном рынке демонстрируют положительную динамику, за исключением лишь земельных участков бизнес-класса, где сотка за последние полгода подешевела на 13%.
Василий Вовк уверен, что рост цен отмечается в основном в сегменте эконом- и комфорт-класса, где ежегодно происходит рост цен на загородное домостроение примерно на 10-15%: «Спрос на качественные проекты остается вполне стабильным, а менее ликвидные проекты уйдут с рынка или заморозятся. Причем в период кризиса увеличился спрос на проекты с высокой степенью готовности». Он полагает, что в 2015 году есть риск, что часть проектов бизнес-класса могут оказаться «вне рынка». В первую очередь это коснется больших готовых коттеджей и таунхаусов, в которых площадь свыше 180 кв. м. «Проекты рассчитывались под докризисный спрос, поэтому есть риск их замораживания», – резюмирует он.

рубрика: Загородная недвижимость
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.