Инвестиции ищут свою дорогу
Несмотря на острую конкуренцию между автозаправочными станциями в городе, за его пределами – на федеральных трассах – объектов дорожно-сервисной инфраструктуры по-прежнему не хватает. Участники рынка говорят, что этот сегмент имеет хорошие перспективы роста, однако без помощи властей развить его не получается.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам», констатирует, что в России, особенно в регионах, достаточно слабо развита разного рода инфраструктура на дорогах и магистралях. «До момента насыщения еще очень далеко. С одной стороны, сказывается низкая плотность населения и большое расстояние между населенными пунктами. С другой стороны, развитие инфраструктуры ограничивает сложность согласования строительства, подключения к инженерным сетям и недоступность дешевого финансирования», – рассуждает эксперт.
Александра Смирнова, директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar, с коллегой солидарна: «Дорожно-сервисная инфраструктура, конечно, существует, но развита на достаточно примитивном уровне. Качественные объекты являются редкостью, многофункциональные объекты практически отсутствуют: АЗС, сервисные станции, точки общепита, мини-отели разрознены и, как правило, находятся на большом расстоянии друг от друга. Уровень спроса на качественные объекты данного формата, расположенные вдоль основных трасс, весьма высокий».
Маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент» Екатерина Беляева добавляет: «По сравнению с западными странами сегмент дорожно-транспортной инфраструктуры представлен в России очень слабо. Если АЗС и станции техобслуживания встречаются на крупных трассах уже достаточно часто, то сегмент средств придорожного размещения, таких как кемпинги и мотели, практически не развит».
В России существует довольно приличный потенциал для развития данного направления, например расширение автозаправочных станций и строительство небольших мотелей. В то же время чтобы такие проекты стали экономически оправданными, их создание должно быть основано на маркетинговых исследованиях, включающих в себя тщательный анализ спроса и социологические опросы. «Есть одна особенность: большинство объектов придорожного сервиса расположены в пределах 50 км от крупных городов, в дальнейшем же ситуация становится менее благоприятной», – сетует госпожа Беляева.
Крупные девелоперские компании пока не были замечены в возведении объектов придорожной инфраструктуры. Аналитики объясняют это тем, что масштаб подобных объектов невелик, а стоимость и время получения различных согласований не отличаются от аналогичных сроков для таких более крупных проектов как, например, логистический комплекс. «Хотя при грамотной политике, как это практикуется на Западе, когда власть готова предоставлять участки на первой линии трасс, быстро согласовывать проекты, выделять мощности и давать возможность подсоединяться к имеющимся коммуникациям, так что у такого сегмента есть все перспективы к стремительному росту», – считает госпожа Беляева. Ведь сегодня спрос на качественную придорожную инфраструктуру действительно велик, да и конкурентов в этом секторе практически нет. На магистралях в основном заправляют небольшие частные инвесторы. Разве только в сегменте АЗС значительную долю занимают сетевые компании, констатирует она.
Мнение:
Екатерина Запорожченко, директор по продажам УК Docklands:
– Пока рынок дорожно-сервисной инфраструктуры совсем не насыщен. Современные полноценные комплексы, включающие в себя и заправки, и сервисы, и гостиницы, отсутствуют даже на самой популярной трассе Петербург – Москва. Есть отдельно мотели, отдельно заправки. Есть сервисные мастерские. Есть места, где они соседствуют, но это скорее «так получилось», а не сознательный выбор. Пока, к сожалению, путешествия на машине по России не столь популярны, как в других странах (несмотря на то что дороги становятся все лучше и лучше). И, видимо, пока массовый спрос (не со стороны дальнобойщиков) не появится, ситуация не изменится.