Лофт-проекты остаются в тренде

Петербургские креативные пространства, несмотря на кризис, остаются привлекательным форматом использования коммерческой недвижимости. Бизнесменов, создающих лофт-проекты, интересуют как большие, так и малые городские площадки.

 

В Петербурге продолжают формиро­ваться креативные пространства, пред­полагаю­щие не только альтернативную культуру времяпровождения горожан, но и новый сегмент коммерческой недвижимости. Интерес к лофт-проектам проявляют как крупные девелоперы, так и начинающие предприниматели.

Смешение форматов

По словам управляющего директора департамента управления активами NAI Becar Ольги Шарыгиной, активно лофт-проекты в Петербурге начали развиваться 2-3 года назад. На текущий момент существуют 24 креативных пространства, приближенных к лофтам. Площадь данных пространств составляет от 165 кв. м до 13 тыс. кв. м.
«Мы называем такие проекты приближенными, поскольку четкого понятия «лофт» на рынке в настоящий момент нет. Коммерческие объекты данного формата, как правило, расположены на старых промышленных площадях и в исторических зданиях. Среди наиболее успешных проектов можно выделить креативное пространство «Ткачи», лофт-проект «Этажи», проект бизнес-центра «Фидель» в Невском районе, «Эриксон» в Выборгском районе. Средняя площадь подобных объектов в Петербурге составляет 10 тыс. кв. м», – отмечает Ольга Шарыгина.
Эксперт добавляет, что у Петербурга есть потенциал для роста креативных пространств, так как полностью данная ниша еще не заполнена. Серьезным девелоперским структурам под создание лофта могут быть интересны крупные промышленные площадки в «серой», но доступной для посещения зоне, сравнительно небольшим компаниям – арендные пространства в нежилых помещениях в центре города.
Аналитики рынка считают, что наиболее оптимальны лофты среднего масштаба, площадью до 5-7 тыс. кв. м. Они объясняют, что затраты на лофт складываются из покупки объекта или его аренды и переоборудования под искомую функцию. Поскольку не требуется большого количества стройматериалов, стоимость реализации проекта может быть ниже на 15-20%, чем новое строительство.

Новые проекты

В числе последних креативных пространств был открыт лофт MORE PLACE. Официально его запустили в апреле текущего года. Расположился лофт в четырехэтажном здании конструкторского бюро НПП «Сигнал» на пр. Кима, 4, на Васильевском острове. Площадь креативного пространства составляет 13 тыс. кв. м. В 2016 году владельцы лофта готовятся открыть на его территории кинотеатр под открытым небом, а зимой залить каток.
Поэтапно в здании бывшего завода «Ленполиграфмаш» на Аптекарском пр., 4, на Петроградской стороне сейчас открывают лофт-проект Contour. Его владельцами являются бывшие субарендаторы MORE PLACE. Общая площадь креативного пространства составляет 10 тыс. кв. м. На территории лофта работает хостел.
Бизнес, занимающийся созданием креа­тивных пространств, проявляет интерес и к известным историческим и культурным объектам. В частности, ГК «БестЪ» в настоящее время проводит работы по реконструкции фермы Бенуа и прилегающей к ней территории. По словам пресс-секретаря общественного пространства «Бенуа 1890» Анны Джанибековой, ГК «БестЪ» приобрела данную площадку в 2011 году на торгах Фонда имущества за 33,2 млн рублей. Для компании в большей степени это социальный проект. «Три исторических здания займут центр креативного развития для детей, ресторан и административный комплекс. Открытие ресторана намечено на декабрь 2015 года, детского центра – на февраль 2016 года. Наличие парка позволит нам стать площадкой для городских событий, таких как ландшафтные фестивали, недели дизайна, музыкальные фестивали. Инвестиции в проект составят 6 млн EUR», – уточняет специалист.
В настоящее время продолжаются работы по реставрации и приспособлению под современное использование архитектурного ансамбля острова Новая Голландия. На его территории будет расширена площадка общественного пространства, в исторических зданиях открыт самый большой в городе лофт-кластер. Инвестором проекта является ООО «Новая Голландия Девелопмент». Объем вложений составляет 12 млрд рублей. Работы планируется полностью завершить в срок до 2025 года, однако для посетителей территория острова будет открыта уже в начале 2017 года.

Имущественный конфликт

По мнению экспертов, текущий экономический кризис, негативно отразившийся на рынке коммерческой недвижимости, лофт-проекты переживают относительно безболезненно. Причина в их большей гибкости в работе с арендаторами.
Тем не менее лофт-проекты на небольших площадках могут быть и неуспешными. По словам Ольги Шарыгиной, одна из классических причин этого – неудачное месторасположение. «Если лофт-пространство находится далеко от метро – это существенное ограничение для развития, привлечения арендаторов и посетителей. Еще один фактор неудачи – узкий формат. Несмотря на то что многие бизнес-центры, расположенные в лофт-пространствах, достаточно успешны, новые узкопрофильные объекты могут испытывать сложности с заполняемостью. Среди других причин неудач можно назвать некорректную работу управляю­щих компаний и неправильное цено­образование арендных ставок», – полагает специалист.
Напомним, в 2011-2013 годах конфликтовали между собой из-за имущественных интересов собственник здания лофт-проекта «Ткачи» и его оператор. Споры доходили до отключения электричества и срыва выставок. В конце 2013 года арт-пространство «Четверть» также из-за конфликта с собственником здания было выселено из особняка в пер. Пирогова.

рубрика: Редевелопмент
автор: Максим Еланский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.