Подземные перспективы
Без освоения подземного пространства дальнейшее развитие Петербурга как исторического города невозможно. Сегодня этот процесс сдерживают многие факторы, но самый важный – отсутствие средств на реализацию дорогостоящих проектов. Эксперты считают, что в таком случае нужно найти деньги на долгосрочное планирование строительства подземных объектов.
В Петербурге основные объемы подземного строительства связаны с развитием метрополитена, небольшого числа подземных паркингов и совсем незначительного количества иных подземных объектов гражданского назначения.
По словам экспертов, Петербург имеет самую большую охраняемую ЮНЕСКО центральную часть. Однако не стоит смотреть на эту территорию только как на музей под открытым небом, потому что это еще и густонаселенный жилой район.
С этой точки зрения в современных условиях важным становится не только сохранение исторического центра, но и его развитие. Специалисты уверены, что без комплексного освоения и развития подземного пространства сделать жизнеспособным исторический центр Петербурга в будущем станет невозможно. Но этот процесс сдерживает отсутствие актуальных профильных законов, системы 3D-кадастров подземных сооружений и инженерных коммуникаций, а также единой инженерно-геологической карты города.
Полезное подземелье в комплексе
Анатолий Осокин, генеральный директор компании «Геострой», отметил, что освоение подземного пространства поможет улучшить комфортность проживания жителей в городе. Например, сейчас не только в центре Петербурга, но и на периферии некуда поставить свою машину, а подземные паркинги могут прийти в этом на помощь.
По мнению Елены Лашковой, генерального директора Группы компаний «ГЕОИЗОЛ», современные технологии позволяют строить как под открытыми пространствами, так и под существующими зданиями. «Для ведения работ на нулевом цикле сегодня применяются хорошо известные в мире и проверенные временем технологии, например различные виды ограждающих конструкций, таких как «стена в грунте», шпунтовая стенка, эффективность которых существенно возрастает в сочетании с технологией струйной цементации грунтов jet grouting. Сокращает срок строительства и обеспечивает безопасность технология top-down за счет одновременного освоения подземного пространства и возведения наземной части. Но технологии подземного строительства не стоят на месте – так, сегодня при ведении работ на объектах реконструкции мы активно используем практику пересадки зданий на буроинъекционные сваи собственного производства GEOIZOL-MP. Важнейшими условиями успешного подземного строительства также являются инженерно-геологические изыскания перед началом работ, наличие у компании опытных проектировщиков и инженерно-технических специалистов, способных в ходе реализации проекта оценить все риски, связанные с нерасчетными показателями, и интерактивный мониторинг за состоянием грунтов и соседних зданий и сооружений на всех этапах нулевого цикла», – заключила эксперт.
Специалисты говорят, что если придерживаться комплексного подхода при освоении подземного пространства, то это позволяет значительно сэкономить финансовые средства. По словам Дмитрия Бойцова, начальника архитектурно-строительного отдела «Ленметрогипротранс», это происходит потому, что чем большие объемы подземного пространства преобразуются единовременно, тем дешевле получается каждый составной элемент подземного комплекса. Он отметил, что при разработке программы освоения подземного пространства Петербурга следует учесть единоразовое, то есть комплексное освоение подземного пространства, в особенности на таких участках, как исторические площади нашего города.
В поисках инвестиций
В правительстве Петербурга говорят, что одна из основных причин слабого освоения подземного пространства в городе – это нехватка бюджетных средств.
Алексей Смирнов, заместитель начальника управления инженерного оборудования КГА, сообщил, что за последние 40 лет было разработано две отраслевые схемы подземного строительства в городе. Но из запланированных объектов было реализовано всего два тоннеля – Канонерский и под площадью Победы – и 25 подземных переходов. «В настоящее время налоговых отчислений не хватает на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. На мой взгляд, в Петербурге в рамках подготовки нового Генерального плана города нужно разработать схему развития подземного пространства на длительный период времени, а также пошаговую программу ее реализации. Основной раздел, который должен быть предусмотрен в программе, – это поиск инвестиций на освоение подземного пространства»,– заключил Алексей Смирнов.
Со своей стороны, Алексей Шашкин, генеральный директор компании «Геореконструкция», считает, что если нет денег на строительство подземных объектов, нужно найти средства на разработку сценариев развития подземного пространства и создать долгосрочный план по строительству приоритетных объектов.
Мнение:
Елена Лашкова, генеральный директор ГК «ГЕОИЗОЛ»:
– Сдерживает развитие подземного строительства слабая законодательная база, наличие нестыковок между основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими градостроительное освоение подземного пространства. К сожалению, не разработан и формат государственно-частного партнерства при создании подземных сооружений. Инвестор, выходя на объект, не знает своих прав и обязанностей при освоении недр, а значит, не может просчитать реальные расходы на реализацию проекта, что существенно мешает в принятии решения об инвестировании денег в проект. Никто не готов рисковать неоправданно. Тем не менее нам надо с чего-то начать. Взять за основу два-три адреса как в центре города, так и в одном из районов комплексного освоения территорий – необходимо не ждать, когда назреет проблема, а работать на опережение – выполнить предпроектные проработки и дальше при поддержке города пройти весь путь изысканий и согласований вплоть до разрешения на строительство. Совместными усилиями мы сможем в прямом и переносном смысле сдвинуть камень с мертвой точки и сделать город более удобным и комфортным для жителей.