Подземные перспективы

Без освоения подземного пространства дальнейшее развитие Петербурга как исторического города невозможно. Сегодня этот процесс сдерживают многие факторы, но самый важный – отсутствие средств на реализацию дорогостоящих проектов. Эксперты считают, что в таком случае нужно найти деньги на долгосрочное планирование строительства подземных объектов.

 

В Петербурге основные объемы подземного строительства связаны с развитием метрополитена, небольшого числа подземных паркингов и совсем незначительного количества иных подземных объектов гражданского назначения.
По словам экспертов, Петербург имеет самую большую охраняемую ЮНЕСКО цент­ральную часть. Однако не стоит смотреть на эту территорию только как на музей под открытым небом, потому что это еще и густонаселенный жилой район.
С этой точки зрения в современных условиях важным становится не только сохранение исторического центра, но и его развитие. Специалисты уверены, что без комплексного освоения и развития подземного пространства сделать жизнеспособным исторический центр Петербурга в будущем станет невозможно. Но этот процесс сдерживает отсутствие актуальных профильных законов, системы 3D-кадастров подземных сооружений и инженерных коммуникаций, а также единой инженерно-геологической карты города.

Полезное подземелье в комплексе

Анатолий Осокин, генеральный директор компании «Геострой», отметил, что освое­ние подземного пространства поможет улучшить комфортность проживания жителей в городе. Например, сейчас не только в центре Петербурга, но и на периферии некуда поставить свою машину, а подземные паркинги могут прийти в этом на помощь.
По мнению Елены Лашковой, генерального директора Группы компаний «ГЕОИЗОЛ», современные технологии позволяют строить как под открытыми пространствами, так и под существующими зданиями. «Для ведения работ на нулевом цикле сегодня применяются хорошо известные в мире и проверенные временем технологии, например различные виды ограждающих конструкций, таких как «стена в грунте», шпунтовая стенка, эффективность которых существенно возрастает в сочетании с технологией струйной цементации грунтов jet grouting. Сокращает срок строительства и обеспечивает безопасность технология top-down за счет одновременного освоения подземного пространства и возведения наземной части. Но технологии подземного строительства не стоят на месте – так, сегодня при ведении работ на объектах реконструкции мы активно используем практику пересадки зданий на буроинъекционные сваи собственного производства GEOIZOL-MP. Важнейшими условиями успешного подземного строительства также являются инженерно-геологические изыскания перед началом работ, наличие у компании опытных проектировщиков и инженерно-технических специалистов, способных в ходе реализации проекта оценить все риски, связанные с нерасчетными показателями, и интерактивный мониторинг за состоянием грунтов и соседних зданий и сооружений на всех этапах нулевого цикла», – заключила эксперт.
Специалисты говорят, что если придер­живаться комплексного подхода при освоении подземного пространства, то это позволяет значительно сэкономить финансовые средства. По словам Дмитрия Бойцова, начальника архитектурно-строительного отдела «Ленметрогипротранс», это происходит потому, что чем большие объемы подземного пространства преобразуются едино­временно, тем дешевле получается каждый составной элемент подземного комплекса. Он отметил, что при разработке программы освоения подземного пространства Петербурга следует учесть единоразовое, то есть комплексное освоение подземного пространства, в особенности на таких участках, как исторические площади нашего города.

В поисках инвестиций

В правительстве Петербурга говорят, что одна из основных причин слабого освоения подземного пространства в городе – это нехватка бюджетных средств.
Алексей Смирнов, заместитель начальника управления инженерного оборудования КГА, сообщил, что за последние 40 лет было разработано две отраслевые схемы подземного строительства в городе. Но из запланированных объектов было реализовано всего два тоннеля – Канонерский и под площадью Победы – и 25 подземных переходов. «В настоящее время налоговых отчислений не хватает на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. На мой взгляд, в Петербурге в рамках подготовки нового Генерального плана города нужно разработать схему развития подземного пространства на длительный период времени, а также пошаговую программу ее реализации. Основной раздел, который должен быть предусмотрен в программе, – это поиск инвестиций на освоение подземного пространства»,– заключил Алексей Смирнов.
Со своей стороны, Алексей Шашкин, генеральный директор компании «Гео­рекон­струкция», считает, что если нет денег на строительство подземных объектов, нужно найти средства на разработку сценариев развития подземного пространства и создать долгосрочный план по строительству приоритетных объектов.

Мнение:

Елена Лашкова, генеральный директор ГК «ГЕОИЗОЛ»:
– Сдерживает развитие подземного строительства слабая законодательная база, наличие нестыковок между основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими градостроительное освоение подземного пространства. К сожалению, не разработан и формат государственно-частного партнерства при создании подземных сооружений. Инвестор, выходя на объект, не знает своих прав и обязанностей при освоении недр, а значит, не может просчитать реальные расходы на реализацию проекта, что существенно мешает в принятии решения об инвестировании денег в проект. Никто не готов рисковать неоправданно. Тем не менее нам надо с чего-то начать. Взять за основу два-три адреса как в центре города, так и в одном из районов комплексного освоения территорий – необходимо не ждать, когда назреет проблема, а работать на опережение – выполнить предпроектные проработки и дальше при поддержке города пройти весь путь изысканий и согласований вплоть до разрешения на строительство. Совместными усилиями мы сможем в прямом и переносном смысле сдвинуть камень с мертвой точки и сделать город более удобным и комфортным для жителей.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Екатерина Костина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.