Александр Захаров: «Сохранять финансовую стабильность компании помогают ее работники»
Сегодня нередко в аукционах на проведение картографических, землеустроительных работ участвуют компании, о которых крупные игроки рынка ничего не знают, и результаты таких аукционов бывают непредсказуемы, отмечает Александр Захаров, генеральный директор ЗАО «ЛИМБ».
– Александр Иванович, ваша компания известна деятельностью по нескольким направлениям. Какое из них сегодня развивается лучше всего?
– В основном это работы по землеустройству. Меньше выполняем изысканий, еще чуть меньше – картографических работ. К сожалению, сегодня мало востребованы такие направления, как оценочная деятельность, разработка программного обеспечения. Однако мы готовы к таким контрактам, обеспечены и специалистами, и оборудованием.
В то же время такой вид деятельности, как землеустройство, представлен у нас достаточно полно, и специалистов по этому направлению работает достаточно. Большая доля землеустроительных работ приходится на заказы от компаний в области энергетики. Мы всегда работали на ОАО «Газпром». Сегодня объем их заказов уменьшился, но сотрудничество продолжается. Наши постоянные партнеры – это и компании, осуществляющие дорожное строительство. Например, мы принимаем участие в выносе всех сетей на строительстве платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург (М-11), но эта работа уже подходит к концу: сейчас эти земли уже передаются концессионерам.
Что касается других больших проектов по строительству дорожной инфраструктуры, они в основном в других регионах – на южном направлении. Но там, скажу честно, плотно войти в рынок у нас не получилось.
Заказы на картографирование в основном поступают от военных. Крупный заказ, над которым работали в последние месяцы, – оформление земель Министерства обороны: полигонов и военных лесничеств по всей России. Рассчитываем, что до конца года эти работы получат продолжение.
Надо сказать, что в последние годы структура портфеля заказов меняется незначительно. Например, если в нынешнем году мы выполняем больше землеустроительных работ, то объем изысканий уменьшился. Это логично: стартовавшие ранее большие стройки закончились, а новые пока никто не начинает.
– Что сегодня вам больше всего помогает оставаться на плаву: держаться и с большей или меньшей степенью уверенности смотреть в будущее?
– Коллектив – люди, которые умеют работать. А в целом рыночные условия стали менее благоприятными, поскольку из ниоткуда возникают компании, которые никто из серьезных предприятий, занимающихся землеустроительными и изыскательскими работами (а нас всего-то два десятка по всей стране), не знает. На аукционах новички снижают цену настолько, что непонятно, на какие средства они собираются выполнять работы. А потом случается что-нибудь непредвиденное. Например, в одном аукционе мы снизили цену почти до уровня себестоимости работ, выиграла такая не известная никому фирма, но результаты аукциона были аннулированы. Выполнять работы за полцены пришлось нам. Получилось, что конкурировали сами с собой.
– Осенью исполнится 25 лет существования ЗАО «ЛИМБ». С какими результатами встречаете юбилей?
– Хотелось бы, конечно, подойти к этому знаменательному дню с немного более позитивными результатами. Но из-за недостаточного объема работ пришлось в начале года сократить часть персонала. Сегодня заказов стало больше, численность работников вновь выросла (до 460 человек), но все равно моя главная задача как руководителя – обеспечить задел работ не только до конца нынешнего года, как это есть сейчас, а и на будущий. Кроме того, нередко приходится работать по расценкам ниже средних: недополученную прибыль я оцениваю не менее чем в 35%. Но самое неприятное в том, что даже за выполненные работы не платят деньги. Например, мы с прошлого года ожидаем платежей от Газпрома, Гидропроекта, ряда других заказчиков. Приходится обращаться в суды. У нас уже работает целый штат юристов, которые занимаются только судебным производством.
– Удается ли вам отстоять свои права?
– Удается. Но едва получаем исполнительный лист – у компании-должника счета закрываются или оказываются пустыми. И такие проблемы с получением оплаты выполненных работ – примерно по трети контрактов. Эти средства мы, конечно, получаем, но не вовремя. Вообще практически все получаем не вовремя. Например, стандартные условия договора с Газпромом предусматривают платеж только через шесть месяцев после выполнения работ. А поскольку большого выбора заказчиков сегодня нет, мы соглашаемся на такие жесткие условия. Причем работаем без всяких авансов – за кредитные деньги.
– И все-таки вы остаетесь на рынке и занимаете не последнее место в этой «табели о рангах»?
– Занимаем, конечно. В нашей компании работают почти 500 человек, и моя задача – сохранить коллектив, специалистов, которые выросли за 25 лет существования ЗАО «ЛИМБ». У нас достаточно много людей, пришедших со студенческой скамьи и отработавших 15-20 лет. Не хотелось бы их сейчас потерять, а для этого я как директор должен обеспечить их работой и достойной зарплатой.
К сожалению, невозможно обеспечить руководящими должностями все высококвалифицированные кадры, которых мы сами же и готовим. Чем выше уровень специалиста, тем меньше требуется людей в иерархической системе компании. Но получают необходимый опыт и квалификацию все новые молодые специалисты, и грамотная молодежь уходит в другие компании. Конечно, с одной стороны, это для нас обидно, а с другой – ничего не сделаешь. Это наш крест. Мы стали кузницей кадров для коллег уже достаточно давно. И люди от нас уходят на повышение.
– А какая атмосфера царит в вашей компании?
– Люди относятся к нынешним сложностям, даже к задержкам зарплаты, которых до прошлого года мы не допускали ни разу, с пониманием. Мы работаем в серьезных проектах, где задействовано много людей. И если не будет единого настроя, ничего не получится. Поэтому мы команда, в которой каждый настроен на выполнение своей части работы для достижения наилучшего общего результата.
– В конце прошлого года на рынке наблюдалась легкая паника. Ваши ожидания того, как будут развиваться события в этом году, оправдались?
– Мы приблизительно так и прогнозировали развитие событий. Не думали только, что будет такая волна неплатежей. Из-за этого мы сегодня, не буду скрывать, закредитованы. Остается, образно говоря, очень немного места для маневра.
– На какие виды работ вы будете делать ставку в ближайшей перспективе?
– Наши планы во многом зависят от намерений ОАО «Газпром», поскольку мы в основном всегда работали на них. Сейчас вот собираются расширять североевропейский газопровод. Мы уже работали над проектом «Алтай», предусматривающим транспортировку газа с Ямала в Китай: выполнили изыскания, а потом этот проект заморозили. Сейчас он называется «Западный коридор», и есть надежда, что последует продолжение работ, поскольку китайская и российская сторона уже договорились о намерениях.
Кстати:
ЗАО «ЛИМБ», созданное в Санкт-Петербурге 25 лет назад, входит в число наиболее крупных игроков российского рынка землеустроительских, изыскательских работ и картографии. Годовой оборот компании в последние годы превышает 1 млрд рублей, и 2014 год не стал исключением. Как правило, ЗАО «ЛИМБ» выполняет крупные заказы, в том числе имеющие государственную важность. Сегодня портфель ЗАО «ЛИМБ» обеспечен заказами на полгода вперед. В основном это землеустройство, чуть меньшую долю составляют изыскания и еще немногим меньше – картографические работы. Однако компания располагает ресурсами для выполнения проектных работ, разработки программного обеспечения, ведения оценочной деятельности.