Инвестиции для «черной дыры»

По мнению властей и экспертов, ускорить развитие сферы ЖКХ поможет привлечение частных инвестиций. Для достижения этой цели на федеральном уровне происходят законодательные изменения. Однако инвесторов по-прежнему пугает отсутствие существенных гарантий возврата инвестиций от государства.

 

По оценкам Минстроя РФ, объем инвес­тиций в коммунальное хозяйство России в 2015 году равен порядка 130 млрд рублей, в том числе 25 млрд рублей составят заемные средства. В то же время, по данным Ольги Стороженко, и.о. руководителя департамента консалтинга Инсти­тута проблем предпринимательства, в России, по различным оценкам, от 70 до 85% объектов сферы ЖКХ находятся в хозяйственном ведении ГУПов и МУПов. «Деятельность большинства из них малоэффективна, характеризуется ростом издержек и снижением качества услуг. Уровень износа объектов основных средств отрасли ЖКХ в среднем по стране превышает 60%», – пояснила эксперт. Она добавила, что, по оценкам Минстроя РФ, годовая потребность на реконструкцию коммунальной инфраструктуры составляет около 500 млрд рублей. Привлечение необходимой суммы посредством частного инвестирования позволит повысить как эффективность использования вложенного капитала, так и качество оказываемых населению услуг. Среди факторов, которые препятствуют инвестированию в отрасль ЖКХ, Ольга Стороженко отметила непроработанный механизм расчета тарифов на практике, высокую изношенность основных фондов отрасли ЖКХ и, как следствие, значительный объем необходимых инвестиций, длительный срок возврата инвестированного капитала, низкую платежную дисциплину потребителей и др.
Надо сказать, что за последние полтора года правительство РФ предприняло ряд шагов по повышению привлекательности частного инвестирования в ЖКХ. Например, с 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», определившие новые правила проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Также последовали изменения в порядок формирования тарифов ЖКХ.
Важным новшеством является тот факт, что правительство РФ запустило два инструмента поддержки сферы жилищно-коммунального хозяйства – софинансирование проектов в малых городах и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым на модернизацию объектов ЖКХ. Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис отметил, что ЖКХ – это рынок, оборот которого превышает ежегодно 4 трлн рублей. Механизм субсидирования процентной ставки до 12% годовых по кредитам, привлекаемым ресурсоснабжаю­щими организациями, позволит снизить стоимость кредитных средств и размер затрат, которые несут частные инвесторы. Новый механизм субсидирования будет способствовать увеличению количества объектов коммунальной инфраструктуры, передаваемых в концессию. Более того, уже приняты изменения в закон, которые позволили правительству начать финансирование части затрат на концессии в муниципалитетах с численностью населения до 250 тыс. человек.
Со своей стороны, Андрей Лебедев, генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры», отметил, что источниками доходов инвестора являются тарифы и государственная поддержка (субсидии). «Низкий интерес инвесторов к малым городам обусловлен низкой платежеспособностью населения и длительным сроком окупаемости инвестиций. В отдельных регионах повышение тарифов действительно может повысить заинтересованность инвесторов, однако низкая платежеспособность населения увеличивает риски невозврата средств. Слишком сильное повышение тарифов снизит собираемость платежей с населения. Поэтому необходимо установление сбалансированных тарифов с учетом особенностей каждого региона и, безусловно, предоставление инвесторам долгосрочных гарантий возврата средств, в том числе за счет муниципальных бюджетов», – пояснил эксперт. Он считает, что разрабатываемые правительством РФ меры, в частности изменения в механизм субсидирования, представляются достаточно эффективными, хотя полностью и не снимают вышеобозначенные риски. «Вместе с тем изменения в законодательство, закрепляющие возможность передавать в концессию убыточные и неэффективные предприятия, представляются сомнительными, так как реального интереса у инвесторов к таким предприятиям не будет без существенных гарантий возврата инвестиций от государства», – заключил Андрей Лебедев.
Что касается тарифных изменений, то, по мнению Ольги Стороженко, наиболее серьезной проблемой является даже не величина тарифа, а стабильность его величины: «Инвестору для планирования своей деятельности необходима уверенность, что тариф останется на установленном уровне на протяжении длительного периода. Данную проблему должно решить введение долгосрочных тарифов, запланированное на 2016 год».

Мнение

Ольга Стороженко, и.о. руководителя департамента консалтинга Института проблем предпри­нимательства:

– Механизм субсидирования процентной ставки до 12% годовых по кредитам, привлекаемым ресурсоснабжающими организациями, поможет снизить размер затрат, которые несут инвесторы, тем самым способствуя привлечению к инвес­тированию в ЖКХ не только больших корпораций, но и более мелких игроков.
Изменения, касающиеся возможности правительства РФ финансировать часть затрат на концессии в муниципалитетах с численностью населения до 250 тыс. человек, позволят стимулировать инвесторов к вложению средств в ЖКХ малых и средних городов. Отсутствие интереса потенциальных инвесторов к ним обусловлено в первую очередь существенным риском невозврата инвестиций.

рубрика: Инвестиции
автор: Лидия Горборукова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.