Регионы примеряют комплексный подход
Петербург и Москва последние десятилетия активно ведут комплексное освоение территорий. В регионах ситуация сложнее – там точечная, а иногда и уплотнительная застройка распространена гораздо шире.
Переход двух столиц к комплексному освоению территорий произошел вынужденно – строительство по схеме КОТ чаще всего происходит на окраинах города, а туда строителей вынуждены были отправлять городские власти, опасаясь социального взрыва: ресурсы территорий под строительство внутри больших городов были исчерпаны в 1990-е и первую пятилетку 2000-х, дальнейшее возведение жилья в сложившихся городских массивах ухудшало жизненную среду их жителей.
В рамках PROESTATE среди заявленных тем есть и региональные проекты КОТ, ведь территории под застройку заканчиваются и в регионах с меньшей инвестиционной активностью, а власти менее крупных городов могут взять на вооружение опыт Санкт-Петербурга и Москвы, с тем чтобы избежать ошибок мегаполисов.
На сегодняшний день доля проектов КОТ в объеме первичного рынка недвижимости Петербурга и области составляет около 50%, при этом в ближайшие годы ожидается рост этого показателя до 70%.
По данным «Главстрой-СПб», на данный момент в Санкт-Петербурге открыты продажи в 13 проектах КОТ. Общий объем заявленного жилья в их рамках составляет около 11,8 млн кв. м.
«Если говорить про регионы, то подобные проекты нужны, в первую очередь, в городах-миллионниках с высокой экономической активностью. К ним относятся Новосибирск, Екатеринбург, Казань и ряд других городов. Однако масштаб застройки в рамках проектов КОТ в данном случае должен быть значительно меньшим по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом», – говорит Петр Буслов, руководитель аналитического центра ООО «Главстрой-СПб». При этом, считает он, крайне важно, чтобы в проектах комплексного освоения территории жителям обеспечивалась трудовая занятость. В противном случае городские власти столкнутся с существенным ростом маятниковой миграции. «Подобная ситуация лишь увеличит нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Чтобы этого избежать, проекты КОТ следует возводить рядом с источниками занятости для населения либо формировать источники занятости в рамках проекта», – уверен эксперт.
Альбина Ямалетдинова, управляющий партнер ГК Rusland SP, указывает на то, что один из самых крупных региональных проектов КОТ – это проект «Академический» компании «Кортрос» в Екатеринбурге, который реализуется с государственной поддержкой. «Отмечу, что Екатеринбургская агломерация является одним из лидеров по числу заявленных КОТ. Можно сказать, что КОТ – это преимущественная форма девелоперских проектов в данном регионе», – говорит госпожа Ямалетдинова.
Также она добавляет, что проекты КОТ в Башкортостане и в Уфе в частности реализуются преимущественно под контролем различных государственных и муниципальных унитарных предприятий. «Огосударствленный» девелопмент – одна из ярких особенностей данного региона.
Мнение
Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL:
– Основное отличие реализации проектов КОТ в регионах в том, что в регионах рынок коммерческой недвижимости значительно слабее, его емкость меньше, а покупательная способность населения ниже. При этом проекты КОТ, как правило, подразумевают многофункциональность и длительные сроки реализации. Еще одна специфика регионального рынка заключается в том, что спрос на жилье высокого ценового сегмента значительно ниже, а это, в свою очередь, снижает перспективы девелопера по диверсификации концепции проекта КОТ.