Особенности сегмента
Аутлет-центры, в отличие от традиционных моллов, редко по площади превышают 20-30 тыс. кв. м. При этом аналитики сомневаются в том, что в городе нужно большое количество таких центров.
Как говорят эксперты, площадь стандартного аутлет-центра может варьироваться от 10 до 30 тыс. кв. м арендопригодных площадей, на которых располагаются 50-70 брендов. Но бывают аутлеты гораздо больших размеров. К примеру, в Майами действует аутлет Sawgrass Mills, который располагается на участке в 178 га, а на его территории действуют порядка 350 магазинов.
Роман Евстратов, партнер Rusland SP, отмечает: «Как правило, в аутлетах нет продуктовых супермаркетов, кинотеатров, магазинов бытовой техники и прочих «якорей», которые занимают до 70% площадей обычных торговых центров. Аутлет – это территория fashion-арендаторов с несколькими ресторанами, где посетитель может отдохнуть от шопинга. Площади магазинов в основном 50-200 кв. м, но могут присутствовать и более крупные форматы по 500-1000 кв. м».
Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге, говорит, что отличительной особенностью таких объектов является наличие больших открытых пространств: аутлет должен быть просторным и свободным, между различными магазинами не должно быть перегородок. «При грамотном позиционировании концепция торгового объекта в формате open space, где реализуется качественная продукция мировых брендов с существенным дисконтом, способна привлечь большой покупательский поток. По моим оценкам, предложение аутлетов будет востребовано, особенно в условиях экономического кризиса», – говорит госпожа Скаландис.
Большого количества таких центров город «не проглотит», говорят аналитики.
Вероника Лежнева полагает, что рынок Петербурга может принять как минимум два профессиональных проекта в разных локациях, минимально конкурирующих между собой. «С учетом того, что первый аутлет будет открыт в южной части города, наиболее логичным представляется размещение еще одного проекта в северной части города», – полагает она.
Брендон О’Рейли, управляющий директор Fashion House Group, согласен с такой точкой зрения: «По нашим расчетам, один аутлет-центр может успешно обслуживать 2,5 млн человек, и это означает, что Санкт-Петербург способен вместить два и даже три аутлет-центра, если учитывать жителей пригородов», – поясняет он.
Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге, отмечает, что в реализации такого рода проектов в России есть свои сложности. «Так, ретейлеры в России не привыкли работать в этом формате, поэтому для аутлета большое значение имеет опыт управляющей компании, которая должна помогать арендаторам работать в новом для них формате. Опытом в этой области обладают международные девелоперские компании Hines и Fashion House. Первый российский аутлет девелопера Hines – «Outlet Village Белая Дача» – работает в Москве уже третий год, и весьма успешно. Теперь мы ждем открытия первого профессионального аутлета в Петербурге. До сих пор в городе присутствовали только дисконт-центры, где по сниженным ценам предлагались привычные нам бренды ценового сегмента средний/средний плюс».
Мнение:
Брендон О’Рейли, управляющий директор Fashion House Group:
– Чтобы обеспечить эффективную работу аутлет-центру, там должны работать около 8-10 типичных торговых центров. Только так можно реализовать стоки, оставшиеся на складах. Уровень скидок ежедневно должен достигать 90% для каждого продукта – в этом разница с обычной схемой распродажи. Обычно аутлеты располагаются на окраинах: если в обычный молл добираешься 20-40 минут, то в аутлет – 140-180 минут. Покупатели посещают их реже, но проводят там больше времени и тратят больше денег во время одного визита. Площади аутлетов также меньше: обычно арендопригодная площадь – 15-30 тыс. кв. м.