От сокращения к оптимизации

Методы борьбы с кризисом компаний хорошо известны – это сворачивание инвестиционных проектов, продажа непрофильных активов, сокращение штата сотрудников. Альтернативой сжатию бизнеса, по мнению экспертов, может стать оптимизация бизнес-процессов компании.

 

Дарья Литвинова, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник», модератор
Алексей Кукин, генеральный директор компании «ПСС»
Константин Биктимиров, технический директор компании «ПСС»
Александр Бойцов, заместитель директора по развитию и руководитель департамента проектирования компании NCC
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»
Кшиштоф Поморски, технический директор КБ ВипС
Евгений Богданов, генеральный директор компании Rumpu
Вячеслав Волков, руководитель службы заказчика компании «Юлмарт Девелопмент»
Кайл Патчинг, коммерческий директор направления гражданского строительства STEP
Любовь Вовченко, директор по маркетингу компании «Главстрой-СПб»
Сергей Кравцов, генеральный директор компании «Элемент-Бетон»

 Газета «Строительный Еженедельник» при поддержке петербургской инженерно-консалтинговой компании «ПСС» и коммуникационного агентства «Репутация» организовала заседание круглого стола «Оптимизация расходов строительных компаний в период кризиса». Участники заседания попытались рассмотреть вопрос оптимизации как задачу по перераспределению финансовых, производственных и интеллектуальных ресурсов компании.

Развитие как антикризисная мера

Наращивание производственных мощностей в кризис может дать толчок развитию компании, уверен Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь». «Идея запуска собственного завода по производству ЖБИ, который мы построили в Мурино, предполагала, с одной стороны, диверсификацию деятельности компании, а с другой – использование продукции завода в собственных проектах, что даст нам дополнительную маржу и позволит добиться эффективности в строительстве. Эти цели нами достигаются, мы видим, что эта затея сработала».
По словам Арсения Васильева, срок окупаемости проекта составит 6,5 лет и последние изменения в экономике на этот срок не повлияют: «Для завода мы приобретали оборудование за рубежом. Когда произошел скачок на валютном рынке, благодаря нашим максимально эффективным контактам с производителями без использования посредников удалось оставить всю запланированную комплектацию оборудования без значительного превышения бюджета».
По словам Любови Вовченко, директора по маркетингу компании «Главстрой-СПб», компании пришлось скорректировать свои планы и заняться оптимизацией: «Платежеспособный спрос упал в этом году на 30%, и эта тенденция пока сохраняется. Вопрос оптимизации для нашей компании также актуален. Прежде всего, мы удерживаем наши объемы благодаря тесному взаимодействию всех наших подразделений: архитекторов, проектировщиков, девелоперов, маркетологов, коммерсантов. Не менее важно и импортозамещение – еще в докризисные времена мы использовали в наших проектах не более 10-15% импортных материалов, сейчас доля импорта составляет от 2 до 5%. Кроме того, мы работаем над оптимизацией планировочных решений исходя из сегодняшних требований покупателя. Сегодня все компании идут по пути создания оптимальных квартир – с максимальным количеством опций, но меньшей площади».
В вопросе оптимизации планировочных решений с коллегой согласен Сергей Кравцов, генеральный директор компании «Элемент-Бетон». «Никто не говорит о студиях в 17 кв. м, но можно стремиться к 48-метровым двухкомнатным квартирам. У нас есть собственная компания, которая занимается проектированием, – «Элемент-Бетон Инжиниринг», она обеспечивает полное взаимодействие со службой заказчика, что помогает снизить затраты на 5-7%, – рассказал Сергей Кравцов. – Однако все эти усилия перечеркиваются очередными нововведениями, касающимися обязательного страхования застройщиков, войн с «перегрузками» автодорог, и т. д. Можно биться над оптимизацией на 5-10%, но очередная законодательная инициатива властей может нивелировать любые усилия застройщиков».
Генеральный директор компании Rumpu Евгений Богданов отметил, что недавние намерения городского правительства внести изменения в ПЗЗ значительно активизировали работу застройщиков с проектировщиками. «Предвкушая высотные ограничения, которые нам обещают власти, компании решили срочно все спроектировать, пройти экспертизу «стахановскими» темпами и получить разрешение на строительство, – рассказал Евгений Богданов. – Даже если сделать поправку на эту локальную, петербургскую тенденцию, в целом проектирование не остановилось. Остановилось рабочее проектирование, поскольку работа над большинством проектов, не находящихся в стадии реализации, сейчас приостановлена. Тем не менее подготовка участков к получению разрешения на строительство идет прежними темпами, мы не ощущаем глобального спада».
По мнению заместителя директора по развитию и руководителя департамента проектирования компании NCC Александра Бойцова, работа с кадровым составом также является необходимым инструментом оптимизации. «Системный подход к оптимизации бизнес-процессов требует обучения сотрудников, возникновения новых позиций. В нашей компании появился новый сотрудник – директор по продукту, обычно в строительных компаниях такой должности нет. Этот человек привносит новые подходы и идеи в уже ставшие привычными схемы работы, работает над развитием и оптимизацией продукта», – рассказал Александр Бойцов.

Оптимальные проекты

Коммерческий директор направления гражданского строительства компании STEP Кайл Патчинг убежден, что ситуацию, в которой сегодня оказалась строительная отрасль, нужно использовать как возможность для развития. «Это не кризис, а новая экономическая реальность, в которой нам предстоит жить и работать дальше. Время, когда все, что строили девелоперы, тут же поглощалось, прошло. На рынке достаточное количество красивых снаружи, но абсолютно неэффективных внутри зданий. И сегодня основная задача проектировщиков и застройщиков – найти баланс между внешней красотой, качеством строительства и его стоимостью. Общими усилиями нужно обеспечить заказчику оптимальную доходность и, что также важно, максимальную экономию при дальнейшей эксплуатации объекта», – отметил Кайл Патчинг.
С этой целью, в частности, компания STEP разработала собственный проект оптимального бизнес-центра, в котором были бы соединены все эти качества. «Компании удалось создать проект, который выгодно отличается по многим ключевым показателям: общая стоимость строительства оказывается существенно ниже, чем у бизнес-центров аналогичного класса – до 50%. А количество арендопригодных площадей равно 80% общей площади по сравнению с 70-75% у других БЦ. Меньше при этом и площадь застройки», – утверждает он. Таких результатов удалось достичь за счет использования эффективных технологических решений. Например, выноса инженерного оборудования на кровлю и минимизации технических площадей, отказа от использования сложных элементов фасада, использования оптимального размера стеклопакетов и т. д.
«В итоге окупаемость такого бизнес-центра может составить всего около пяти лет, что особенно важно для инвестора, который ждет максимальной отдачи от своих вложений в кратчайшие сроки», – резюмировал коммерческий директор направления гражданского строительства компании STEP.

Внедряй и побеждай

По мнению экспертов, одним из самых действенных инструментов снижения расходов в текущих экономических условиях являются информационные технологии и технология информационного моделирования (BIM) в частности.
По данным Алексея Кукина, генерального директора компании «ПСС», BIM является инструментом повышения эффективности бизнес-процессов и сокращения технических рисков инвестиционно-строи­тельного проекта. «Однако помимо сокращения технических рисков информационная модель позволяет получить большую отдачу от проекта, повысить «КПД» проекта за счет лучшей проработки проектных решений, эффективного управления стоимостью объекта с самых ранних стадий. Наши собственные исследования эффективности внедрения технологии BIM у заказчиков позволяют говорить о 20%-м сокращении стоимости строительства объекта за счет ее использования», – считает Алексей Кукин.
Кшиштоф Поморски, технический директор КБ ВиПС, уверен, что BIM – это следующий этап в эволюции развития строительной отрасли, и сделать этот шаг необходимо, иначе компания будет в числе отстающих: «Фактически это напоминает езду на лошади, когда все остальные уже давно используют современные автомобили. Использование BIM позволяет создавать лучший продукт, который поначалу всегда обходится дорого, однако через некоторое время, превращаясь в тиражируемое решение, позволяет выйти на новый уровень оптимизации расходов».
Арсений Васильев убежден, что альтернативы BIM нет, поэтому данная технология будет внедряться в российских компаниях. Однако пока есть много вопросов, ответы на которые мало кто может дать. И самый важный из них – стоимость внед­рения и сроки окупаемости. Понятно, что стоимость будет зависеть и от наличия оборудования в компании, и необходимости его обновления, и от сложности выполняемых проектов, и многих других параметров.
В определении сроков окупаемости эксперты не пришли к согласию. Александр Бойцов из компании NCC, которая уже давно использует BIM, рассказал, что у NCC есть проекты, в рамках которых зафиксирована существенная экономия, однако определить, только ли благодаря внедрению BIM она достигнута, практически невозможно, так как параллельно идут и другие оптимизационные процессы. «Но, безусловно, окупаемость от внед­рения BIM видна уже на первом проекте с его использованием», – считает эксперт.
Константин Биктимиров, технический директор компании «ПСС», отметил, что стоимость проекта по внедрению BIM зависит от объема изменений в процессах компании. Внедрение BIM всегда проходит последовательно. При этом надо учитывать то, на какой стадии использования BIM находится компания. В частности, первый шаг или этап предполагает внедрение новой технологии в процессы обмена информационными моделями между проектировщиком и заказчиком, а также их автоматизированную проверку и выгрузку объемов. Для этого разрабатываются требования к модели, инструкции, процессные регламенты и т. д., а затем проходит их отработка на первом реальном проекте. Как правило, данный этап занимает от шести месяцев до полутора лет и требует инвестиций в размере до 6 млн рублей. Окупиться данные инвестиции могут уже в рамках первого проекта.
Чтобы достичь результатов, всегда надо внедрять не технологию ради технологии – нужно понимать, зачем это делается, уверен Александр Бойцов. Поэтому понимание руководителем компании задач и целей проекта – это залог успеха. Только руководитель сможет мотивировать сотрудников использовать новые решения.
Арсений Васильев отметил, что еще одной проблемой, влияющей на темпы внедрения BIM в России, является кадровый голод: специалистов, умеющих работать с данной технологией, пока немного, а их стоимость зачастую слишком высока. При этом участники дискуссии отметили, что в наиболее продвинутых компаниях такие специалисты все-таки есть, причем на всех уровнях, – в таких компаниях даже прорабы на стройке используют планшеты для просмотра чертежей.
Вячеслав Волков, руководитель службы заказчика компании «Юлмарт Девелопмент», подчеркнул, что BIM сейчас является инструментом не только для проектирования, но в большей степени для управления изменениями и рисками. Ведь устранение любого риска на стадии проектирования обойдется дешевле, чем на стадии строительства.

рубрика: Круглый стол
автор: Ольга Фельдман
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.