Подстанции дали два месяца
Совет по сохранению культурного наследия Петербурга в очередной раз не пришел к согласию с Группой ЛСР по поводу судьбы «блокадной» подстанции № 11 на наб. реки Фонтанки, 3а. Застройщик предложил компромиссный вариант реконструкции объекта с сохранением части фасада здания, но градозащитников он не устроил. В итоге решение вопроса отложено на два месяца.
Судьба «блокадной» подстанции № 11 на наб. реки Фонтанки, 3а, в очередной раз стала предметом обсуждения Совета по сохранению культурного наследия Петербурга. На заседании Сергей Макаров, председатель КГИОП, сообщил, что имеются два решения совета, которые противоречат друг другу. Первое было принято в 2009 году и говорит о том, что здание «блокадной» подстанции является рядовой постройкой 1930-х годов в стиле конструктивизма, а потому на его месте можно реализовать проект гостиницы по проекту, разработанному ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Но в 2013 году на рассмотрение КГИОП поступил акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы объекта, проведенной по заказу Петербургского отделения ВООПИиК. В связи с чем в 2014 году распоряжением КГИОП подстанция № 11 «Центральная» была отнесена к выявленным объектам культурного наследия. В таких условиях строительство гостиницы Группой ЛСР стало невозможным.
На прошедшем заседании инвестор предложил членам совета рассмотреть новый, компромиссный вариант реконструкции подстанции. Он предполагает, что часть фасада подстанции будет сохранена. По мнению Юрия Земцова, автора данного проекта, генерального директора ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», здание подстанции № 11 «Центральная» является градостроительной ошибкой, а не редким образцом архитектуры. По его мнению, память о ней как об историческом объекте нужно сохранить, но для этого можно оставить стену здания, а не весь объект целиком.
Мнения членов совета по поводу данного проекта разошлись. Так, архитектор Никита Явейн пояснил, что данная территория в 1930-х годах была застроена нежилыми двух- и трехэтажными зданиями, представляющими собой хозяйственные строения. По его мнению, сегодня эта локация вызывает «неоднозначные чувства», а здание подстанции не представляет архитектурной ценности.
Со своей стороны, Александр Кононов, заместитель руководителя Петербургского отделения ВООПИиК, подчеркнул, что в рассматриваемом объекте главная ценность историческая, а не архитектурная. Он отметил, что 8 марта 1942 года одновременно были введены в действие все три подстанции (№ 11, 15, 20), однако именно «Центральная» подстанция обеспечила током знаменитый трамвай, прошедший по Невскому. По словам господина Кононова, можно приспособить здание подстанции для современного использования, например цирк, расположенный по соседству, мог бы разместить здесь свои административные службы. Архитектор и блокадник Борис Николащенко предложил еще один вариант решения проблемы – доработать проект Юрия Земцова и оставить не только вертикальную стенку, но и горизонтальную часть здания, таким образом, сохранится конструктивистский образ подстанции.
В череде почти трехчасовых споров и рассуждений, взаимных обвинений и вопросов точку поставил вице-губернатор Игорь Албин, который заявил, что вопрос сложный, не все документы понятны, да и технического обследования объекта нет. Более того, из 45 членов Совета по сохранению культурного наследия на заседании присутствовали всего 23, а принимать такое ответственное решение в урезанном составе неправильно. В итоге чиновник дал два месяца на то, чтобы КГИОП определил предмет охраны, провел обследование технического здания «блокадной» подстанции, выяснил правовые аспекты уже проведенной экспертизы.
Борис Мурашов, заместитель генерального директора Группы ЛСР, после заседания сообщил журналистам, что компания пока не будет предпринимать никаких шагов, а все-таки дождется окончательного решения властей. Однако идея сохранить помимо вертикальной стены еще и горизонтальные элементы, по его мнению, нереальна, так как серьезно пострадает коммерческая составляющая проекта.
Напомним, что если контракт с Группой ЛСР расторгнут, то Смольный должен будет возместить инвестору 400 млн рублей, которые по договору с городом тот потратил на обновление электросетевой инфраструктуры «Горэлектротранса».
Кстати:
По программе КГИОП организовано выполнение государственных историко-культурных экспертиз по четырем тяговым подстанциям: «Клинская» (№ 15); «Василеостровская» (№ 20); «Тяговая подстанция ленинградского трамвая им. Урицкого» (№ 3); и «Тяговая подстанция им. 25 октября» (№ 5). Экспертиза должна быть проведена до конца 2015 года.