Меньше кирпичей

Завод «Петрокерамика», второй по величине по выпуску кирпича в Петербурге и Ленобласти, в октябре остановил производство. Причиной остановки предприятия стало двукратное увеличение расходов на перевозку сырья для производства и спад спроса на кирпич со стороны строителей.

 

О том, что ОАО «Петрокерамика», входящее в холдинг «Нефрит» Загита Багаутдинова, с начала октября не работает, рассказали несколько участников рынка. В дирекции завода эту информацию подтвердили, уточнив, что сотрудники завода отправлены в отпуск. Одной из причин остановки, по словам источников на заводе, стало резкое удорожание доставки сырья на предприятие. С 2009 года, после того как Группа ЛСР отказалась поставлять «Петрокерамике» глину для производства с соседнего карьера, ее приходилось возить с карьера, расположенного в 30 км от производства. Минувшим летом вступили в силу ограничения на перевозку (нагрузка на ось грузовиков теперь не должна превышать 8 тонн), и транспортные расходы «Петрокерамики» удвоились. При этом из-за сужения рынка сбыта (из-за кризиса спрос на жилье в регионе упал на 30% и многие девелоперы стали замораживать и откладывать проекты) производитель кирпича не смог поднять цены на продукцию. В результате рентабельность завода стала отрицательной. Правда, руководство «Петрокерамики» надеется на оживление рынка весной следующего года, что позволит снова запустить завод.
Но эксперты считают, что эти надежды туманны. Во-первых, рыночные тенденции таковы, что спрос на прежний уровень не вернется. «Спад, скорее всего, продолжится. А значит, спрос на стройматериалы, в том числе на кирпич, не выправится. Он уже снизился на 5-7%. И по прогнозу, в следующем году сократится еще на 20%», – полагает исполнительный директор «Ойкумены» Роман Мирошников. Во-вторых, на рынке усиливает позиции ближайший конкурент «Петрокерамики» – Группа ЛСР. Два ее кирпичных завода уже контролируют около 60% рынка. Компания недавно провела оптимизацию – объединила в одно юридическое лицо все кирпичные заводы, что позволило унифицировать ассортиментную линейку, внедрить единые стандарты работы по всей стране и расширить географию поставок. Долю рынка, потерянную «Петрокерамикой», скорее всего, заберет именно Группа ЛСР. И в-третьих, изменения в законодательстве по перевозкам, по словам участников рынка, продолжат повышать цены на стройматериалы. По данным компании «Решение», песок подорожал в регионе на 38%, щебень – на 27%, товарный бетон – на 9%. «Себестоимость строительства с начала года выросла 15-20%. И все происходящее приведет к тому, что маржа строителей будет падать и дальше. Слабые игроки покинут рынок. И объем заказов на стройматериалы со стороны девелоперов сократится. Это замкнутый круг», – сетует директор по продажам УК Docklands Екатерина Запорожченко. И наконец, эксперты отмечают, что предприятия, которые хотят сохранить рыночную долю, должны инвестировать в модернизацию и расширять продуктовую линейку. «Завод «Петрокерамика» выпускал один вид продукции – керамический кирпич. Это очень рискованно. Выпуск других видов продукции помог бы ему продержаться на плаву в кризис. Что касается модернизации, то в текущих условиях разговора о ней вообще не возникает», – уверен генеральный директор компании «Пилигрим» Андрей Мукосеев.

Справка:

Емкость петербургского рынка керамического кирпича в 2014 году составила 350-370 млн штук условного кирпича. Лидер сегмента – Группа ЛСР – занимает 60% рынка. У «Петрокерамики» – 18% (60 млн штук кирпича в год), у «Эталона» – 8%.

рубрика: События
автор: Михаил Светлов
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.