Импортозамещение с переселением
Чтобы максимально широко ввести импортозамещение в бюджетное строительство с учетом возможностей всех российских производителей, необходимо систематизировать их предложения в едином каталоге. Разработка такого каталога – одна из важных задач для властей Петербурга сегодня.
Об этом на конференции «Промышленность стройматериалов, импортозамещение и контроль качества строительной продукции в СЗФО», организованной в рамках месячника по качеству строительства, заявил Игорь Шикалов, начальник управления перспективного развития Комитета по строительству Санкт-Петербурга. В обсуждении вопросов повышения качества и увеличения доли российской продукции в строительстве приняли участие также Юрий Курикалов, эксперт аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, Александр Гримитлин, координатор Национального объединения изыскателей и проектировщиков по СЗФО, руководители компаний строительной отрасли.
Как подчеркнул Игорь Шикалов, вице-губернатор Игорь Албин «дал конкретные поручения органам власти по развитию импортозамещения – в частности, об обязательном учете в бюджетном строительстве российских материалов». «Импортозамещение, таким образом, – это уже не миф, это реальность», – подчеркнул он. Там же, где импортозамещение невозможно в силу отсутствия отвечающих требованиям заказчика российских аналогов, решение о допустимости закупки импортного оборудования либо строительных материалов принимает научно-технический совет при Комитете по строительству. Параллельно, отметил Игорь Шикалов, должна идти работа органов государственной власти с западными производителями по поводу локализации их производств на территории РФ.
Сегодня, по данным Комитета по строительству, импортозамещение в сегменте строительных материалов достигает в бюджетном строительстве 95%. Однако этот показатель значительно меньше (по разным оценкам, от 50 до 70%) в сегментах инженерных систем и разнообразного оборудования: медицинского, для производства строительных материалов, для водоснабжения, отопления и др.
«Ситуация со строительными материалами достаточно благополучная», – подтверждают участники строительного рынка. «В Россию пришли крупнейшие мировые производители, которые организовали свои производственные площадки», – сказал, в частности, Виктор Тарасов, директор по строительству ГК «РосСтройИнвест». С инженерными системами, добавил он, дело обстоит намного сложнее. «Но это во многом связано с тем, что мы сегодня достаточно высоко поднимаем планку – ужесточаем требования к инженерным системам: по их автоматизации, диспетчеризации, возможности длительной безаварийной эксплуатации», – сообщил господин Тарасов.
Со своей стороны, Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», уточнил, что реализация политики импортозамещения началась еще на фоне кризиса 2008-2009 годов, и не локализованные до сих пор в РФ производства «перевести» в страну сегодня – задача крайне сложная. При этом, отметил эксперт, отсутствие конкурентоспособного российского оборудования (в частности, линий для выпуска стеновых материалов) и необходимость закупки импортной продукции химической промышленности для производства многих других строительных материалов особо негативно сказывается на рынке строительства на фоне формирующихся сегодня тенденций. «Происходит торможение рынка строительства, соответственно, производство большинства видов строительных материалов тоже сокращается. Шок, который в прошлом году пережила экономика, сейчас даже немного усилился тем, что ужесточается государственное регулирование в сфере перевозки стройматериалов. Это привело к значительному росту цен на них в октябре. С другой стороны, в условиях девальвации прошлого года стало намного сложнее закупать основные фонды. Соответственно увеличиваются сроки окупаемости, а это, в свою очередь, диктует повышение цен», – заявил он. Так, из-за подорожания песка, щебня и асфальта (вследствие изменения на федеральном уровне правил для перевозчиков) стоимость строительства 1 км стандартной четырехполосной дороги увеличивается на 6 млн рублей.
Наиболее серьезные тревоги у участников рынка вызывают строительные машины и механизмы. По их оценке, доля импортной продукции в этом сегменте составляет примерно 90%, при этом ныне существующий парк формировался в начале 2000-х годов. «Нужна федеральная программа возрождения российской промышленности», – резюмировал Виктор Тарасов.