Новый взгляд на НГП

Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга опубликовал проект новых нормативов градостроительного проектирования (НГП). Согласно документу детсадов надо строить больше, школ меньше, правила по проектированию паркингов изменились, а нормативы по озеленению территорий исключили вовсе.


НГП, разработанный Комитетом по градостроительству и архитектуре совместно с Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, планируется принять постановлением правительства в апреле этого года.

Социалка в плюс и минус

В первую очередь стоит отметить изменения, касающиеся регламентирования количества социальных объектов в районах Северной столицы.
Так, если НГП утвердят, то на 1 тыс. жителей города должно будет приходиться 62 места в детских садах. Сейчас этот показатель составляет 55 мест. Для школ ситуация обратная – их должно стать чуть меньше. В обновленном документе это 111 мест на 1 тыс. жителей, тогда как сейчас прописано 120. Изменения также коснутся и малоэтажной застройки. Для начальной школы радиус действия увеличится до 15 минут на транспорте, для участников средних и старших классов – до 50 минут.
То, что детсадов должно стать больше, строительное сообщество, конечно, не обрадовало. По словам вице-президента НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, согласно стратегии экономического и социального развития города до 2030 года, обес­печенность детсадами находится уровне 42,89 места на 1 тыс. жителей (то есть почти на 20 меньше, чем при новых НГП).
«Сейчас общее количество мест в детсадах Петербурга составляет 222,7 тыс. Однако согласно данным Комитета по образованию, фактически их посещают всего 217 тыс., – объясняет Белоусов. – То есть в среднем по городу пустуют 5 тыс. мест, но по новой редакции НГП нужно будет строить еще больше. Все потому что расчеты производились исходя из того, что все дети города будут посещать детсады».
Кстати, по словам генерального директора «Отделстроя» Марка Окуня, несмот­ря на то что проект НГП не утвержден, ППТ застройщика по сегодняшним нормативам (55 мест на 1 тыс. жителей) не приняли и попросили пересчитать согласно новым данным НГП.
Говоря о снижении нормы количества школ в городе, Алексей Белоусов отметил, что этот показатель можно было бы еще уменьшить. По его словам, сейчас обеспеченность образовательными учреждениями составляет 102,7%. Причем профицит мест начался с 2012 года.
«Мы обсуждали с Комитетом по экономической политике вопрос о снижении до 91 места на 1 тыс. жителей, – продолжает эксперт. – Оставили хотя бы до 100. Но в любом случае то, что норму эту снизили, уже хорошо».
В то же время долгожданное снижение нагрузки на социалку застройщики не оценили. Говорят, что на проектах это толком не отразится.
«На наших проектах ничего не скажется. Земельный участок под школу каким был, таким и остался, – считает Марк Окунь. – Вообще школа и детсад занимают половину территории у застройщика, который ведет комплексное освоение территории. Сейчас настолько огромная социальная нагрузка на застройщиков, что строить жилье сейчас становится экономически нецелесообразно. Получается работа ради решения социальных вопросов государства. Не нужно государству жилье – мы его строить не будем. Найдем себе другое занятие. Мы думаем о том, а стоит ли вообще заниматься строительством».
Директор по развитию NCC Александр Свинолобов оказался менее категоричным: «Наверное, все застройщики только за снижение нагрузки на социалку. Но уверен, что при расчете нормативов учитывались показатели за последние годы, просчитывался прогноз, так что нормы выверены точно. Главное для строителей, чтобы социальную инфраструктуру просили вводить одновременно с жильем, без перекосов, не раньше».

Велодорожки, паркинги и зелень

Еще одно нововведение в НГП – отсутствие нормативов по озеленению. В действующем документе определен метраж на одного человека. По словам Алексея Белоусова, сделано это из-за того, что сейчас этот норматив един для всего города. Однако степень озеленения в центре Петербурга и в пригородах очень разнится, и этот пункт при проектировании нового квартала нужно рассчитывать индивидуально.
Отдельной статьей нужно отметить новый подход к строительству паркингов. Теперь помимо того что на 1 тыс. жителей должно быть 378 машино-мест в границах квартала, «в случае размещения парковок за границами квартала максимально допустимый уровень территориальной доступности до таких парковок должен составлять не более 400 м от границ квартала», говорится в документе.
«Если рядом с домом находится паркинг, то застройщик может и не беспокоиться о нем? – рассуждает Алексей Белоусов. – Вообще это дает дополнительные возможности для работы чиновников. Кого-то они обяжут строить парковку у дома, а кого-то нет, так как рядом есть большая парковка».
В Смольном считают, что петербуржцы станут чаще ездить на велосипедах. Согласно новым НГП, к 2020 году в Петербурге значительно возрастет количество велодорожек. В частности, сейчас их в городе построено 38 км, через пять лет их должно стать на 200 км больше. На сегодняшний день их приходится 0,026 км на 1 кв. км города, к 2020 году их должно стать 0,165 км на 1 кв. км территории.
«Если город поддержит нас, то мы увеличим число велодорожек. Главное, чтобы у них было сообщение с другими кварталами, а не только внутри нашего», – прокомментировал Александр Свинолобов.

Мнение:

Алексей Белоусов, вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:

– Без сомнения, все правовые документы имеют свои недостатки. Было бы корректно, если бы в НГП учли наше предложение по поводу введения индивидуальных нормативов для различных частей города. А в целом документ достойный.

рубрика: Перспективы
автор: Ольга Кантемирова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.