Подземные повороты
Строительство Невско-Василеостровской линии петербургского метро идет с отставанием от графика на 180 м. Причин тому масса – от сложных грунтов до несовершенства исполнительной документации и роста цен на стройматериалы.
О работах по развитию петербургской подземки в минувший четверг отчитались чиновники и строители в ходе девятого заседания Городского штаба по перспективному развитию метрополитена.
Первым объектом, на котором заострили внимание чиновники Смольного, стал Фрунзенский радиус. Как объяснил глава КРТИ Петербурга Сергей Харлашкин, его стоимость не превысит 41 млрд рублей.
«Проведен анализ, который показывает, что стоимость находится в пределах сводного сметного расчета Центра госэкспертизы, – объясняет Сергей Харлашкин. – По предварительным данным, мы находимся в пределах лимита финансирования, и 1 мая будет окончательная цифра».
Что важно, снижение цены в рамках конкурсных процедур составило 37%. Такая внушительная скидка вице-губернатора Петербурга Игоря Албина весьма удивила. Он заявил о намерении перепроверить причины этой ситуации, для чего в Смольном пройдет специальное совещание.
Заместитель председателя КРТИ Петербурга Михаил Цалко подробно обрисовал ситуацию с ходом строительства Невско-Василеостровской линии. Согласно контракту, заключенному городом с «Метростроем», завершиться все работы должны 28 февраля 2018 года.
По словам главного инженера ОАО «Метрострой» Алексея Старкова, сейчас на станции «Улица Савушкина» («Беговая») на 70% выполнены работы по ограждающим сооружениям. Закончить их планируется к середине апреля, после чего начнется строительство самой станции.
Как сообщил Михаил Цалко, на ближайшие пару лет основными задачами строители ставят выполнение проходческих работ на станционных комплексах «Беговая» и «Новокрестовская». Общая протяженность тоннеля – 5,2 км. В прошлом году работы успели выполнить на 8,1% контракта, в текущем хотят осилить 50%. 40% приходится на 2017 год, остаток (1%) перейдет на 2018-й.
Однако уже сейчас работы идут с отставанием от графика. Так, по словам господина Цалко, в прошлом году из предусмотренных 3,7 млрд рублей работы были выполнены только на 2,5 млрд рублей. Таким образом, с учетом прошлогоднего остатка в 2016 году работы должны быть выполнены на сумму 15,1 млрд рублей. Но за январь-февраль этого года освоена лишь половина предусмотренных средств – 700 млн из 1,3 млрд рублей.
Причин такого положения дел, по словам заместителя председателя комитета, много. Одна из основных – сложные геологические условия на участке. Так, каждые 20 кв. м пути попадаются до 200 валунов диаметром до 1 м. Из-за этого дорогостоящие режущие инструменты на горнопроходческом комплексе «Надежда» часто приходится менять.
«Работы связаны со сложными гидрогеологическими условиями. Они как раз попали на место стартового котлована и продолжаются на расстоянии 450 м в так называемом разломе. Этот разлом идет до станций «Лесная», «Площадь Мужества». Это опасная зона, и из-за этого темпы выполнения работ резко снизились», – доложил господин Цалко.
В итоге суммарное отставание от графика – 100 бетонных колец, или 180 м пути. Однако, как заверил Михаил Цалко, эта ситуация уже исправляется. Если в декабре в сутки прокладывалось в среднем 1,1 бетонного кольца, в январе уже было 2,8, феврале – четыре, в марте – пять. Максимальный ритм движения может составлять до восьми колец в сутки.
Еще одна проблема, которая может затормозить строительство этой линии метро, – нехватка у «Метростроя» железобетонных блоков. Сейчас конструкции заканчиваются, и есть риск того, что строительство может быть приостановлено. Самостоятельно приобрести блоки предприятие не в силах – стоимость очень высока. В связи с чем чиновники попросили проавансировать покупку этих конструкций.
Говоря о причинах отставания от графика, Михаил Цалко также отметил недочеты исполнительной документации и вопросы ценообразования – цены на стройматериалы выросли больше чем вдвое. Выслушав доклады подрядчиков и чиновников, вице-губернатор отметил, что часть вопросов должна быть решена с скором времени, а часть – типичные рабочие моменты.
«Тяжелые грунты, неблагоприятные погодные условия, поломанные зубы у щита – все это рабочие моменты. Все, что надо сделать, – это проавансировать запас материалов, чтобы наверстать пробел января-февраля, – сказал вице-губернатор. – У меня этот объект метрополитена никаких опасений не вызывает. Бюджет строительства линии метро я готов увеличить на 2016 год до 20 млрд рублей».