Китайский Петербург

В Петербурге растет число проектов, где инвесторами выступают китайские компании. Пока их можно сосчитать по пальцам, но уже сегодня восточные соседи начинают проявлять интерес не только к коммерческой и жилой недвижимости, но и к инфраструктурным проектам.


В последние годы в торгово-экономических связях Санкт-Петербурга и Китая наблюдается значительный подъем, который выражается в расширении инвестиционного сотрудничества, хотя масштабного притока инвестиций из КНР в Россию пока нет.

Первопроходцы

Безусловно, самым значительным проектом в Санкт-Петербурге является возведение жилого комплекса «Балтийская жемчужина», в рамках которого преду­смотрено строительство единого комплекса из жилых, деловых, торговых и развлекательных объектов в Красносельском районе Санкт-Петербурга на площади 205 га. Этот крупнейший зарубежный инвестиционный проект КНР в сфере недвижимости осуществляется с 2005 года, и вопрос о строительстве китайского квартала решался на уровне президента России. Девелопер проекта является дочерней компанией Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компании в Санкт-Петербурге, учрежденной пятью крупнейшими шанхайскими корпорациями. Объем инвестиций составил, по оценкам городской администрации, около 30 млрд рублей.
Однако интерес к Красносельскому районы со стороны китайских инвесторов продолжается. Так, в 2016 году стало известно об интересе китайской компании «Хуа Бао» к конгрессно-выставочному центру «Дружба» на ул. Маршала Казакова, рядом с будущей станцией метро «Юго-Западная». Под «Дружбу» будет выделен участок в 30 га. На нем планируется построить 265 тыс. кв. м коммерческих площадей – выставочные и торговые павильоны, офисные центры, а также две башни высотою в 25 этажей, в которых будут находиться гостиницы и бизнес-центры. Общий объем инвестиций оценивается в 23 млрд рублей, а сдачу обещают к 2024 году.
Интерес к строительству ветки скоростного трамвая от станции метро «Кировский завод» до жилого квартала «Балтийская жемчужина» проявляет Китайская железнодорожная строительная корпорация, не исключено, что к проекту подключится и вышеупомянутая компания «Хуа Бао» (возможно, что ветка будет протянута до «Дружбы»). Проект планируется реализовывать на основе государственно-частного партнерства. «Проект предполагает создание линии скоростного движения трамваев длиной 23 км с максимальным использованием существующих наземных трамвайных линий. На всем протяжении линия трамвая будет проходить по огороженному от автомобилей и пешеходов полотну наземного и эстакадного движения», – сообщает пресс-служба Комитета по инвестициям.
«Недавно стало известно, что Смольный может реанимировать отложенный несколько лет назад проект сооружения Фаянсово-Зольной магистрали или так называемого Восточного скоростного радиуса, поскольку городские власти наконец-то определились с его стоимостью. И конечно, строить трассу планируется за счет инвесторов, так как городскому бюджету сумму в 116-118 млрд в одиночку не потянуть», – рассказала маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент» Екатерина Беляева.
По данным Комитета по инвестициям, также в городе планируется проект строи­тельства вблизи Пулково инновационного логистического центра «Агрополис» (заявленный объем инвестиций – 400 млн USD), там тоже участвует китайский капитал.
Еще об одном проекте стало известно в конце апреля: группа китайских инвес­торов проявляет интерес к строительству четырех станций Правобережной линии петербургского метро: «Гавань», «Морской фасад», «Новокрестовская-2» и «Лахта». Инициатором проекта выступает ЗАО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство», а инвесторами могут выступить несколько частных компаний. Общие инвестиции в проект оцениваются в 1,1 млрд USD. Но имена китайских парт­неров пока не раскрываются.
Также ГК «Хуа Жэнь» (аффилирована с «Хуа Бао») планирует строить МФК на Таллиннской ул., 11, где будет реализован российско-китайский культурный центр с ресторанным комплексом и банкетными залами, а также апарт-отель на 190 юнитов.

Тень сомнения

Впрочем, эксперты пока сомневаются в перспективах всех заявленных проектов. «Проект на Таллинской ул. будет ориентирован скорее на внутренний спрос, в том числе и в части заполнения апарт-отеля. Целесообразность же реализации проекта комплекса «Дружба» вызывает сомнения – на юге города уже есть подобный проект – «ЭкспоФорум», имеющий более выгодную локацию, что создаст прямую конкуренцию заявленному китайскому проекту, – рассуждает Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом у «Хуа Бао» также есть проект коттеджного поселка в д. Аннолово Тосненского района, который, однако, был отправлен Градостроительным советом при правительстве Ленобласти на доработку».

Двое активных

Дмитрий Панов, генеральный директор ГК «Доверие», констатирует, что сегодня в Петербурге и области активную деятельность ведут два крупных китайских инвестора – Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания и «Хуа Бао» («Хуа Жэнь»). Обе компании сконцентрировались на реализации девелоперских проектов. Однако потенциальный интерес к региону проявляли и другие представители КНР, в частности Экспортно-импортный банк Китая и ряд компаний, рассматривающих инвестирование в транспортную инфраструктуру Петербурга. Существует и пул компаний, которые принимают участие в отдельных проектах на территории СЗФО в роли соинвесторов. Среди них можно выделить и достаточно крупные, например Metallurgical Group Corporation (MCC).
При этом господин Панов отмечает, что на сегодняшний день особенности работы данных компаний мало чем отличаются от деятельности других крупных девелоперов региона. «Связано это в первую очередь с тем, что основной объем работ по строительству, согласованию и даже представлению в судебных спорах выполняют российские подразделения с местным управленческим персоналом», – поясняет он.

рубрика: Форум
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.