«Сухой» рынок восстанавливается

Кризис на строительном рынке повлиял и на производителей и дистрибьюторов строительных материалов. Падение объемов строительства на территории Петербурга и Ленобласти в частности привело к уменьшению оборотов и на рынке гидроизоляционных материалов. В 2010 году началось его медленное восстановление. Однако по расчетам экспертов, докризисный уровень спроса в этом сегменте может быть достигнут не раньше 2012 года.

Российский рынок гидроизоляционных материалов характеризуется значительным разнообразием продукции отечественного и зарубежного производства. До кризиса его емкость, по данным «Агентства строительной информации», оценивалась в объеме 33 тыс. тонн в год. По различным оценкам экспертов, количество активных игроков в этой отрасли составляет более 40 компаний. Основная часть рынка принадлежит традиционным битумно-полимерным материалам – битуму и рубероиду, которые имеют самую низкую цену, а потому чаще других применяются в строительстве. Многие специалисты отмечают, что битум нескоро будет вытеснен инновационными материалами, например мембранами, матами и т. д. В то же время почти половина игроков рынка производит проникающую гидроизоляцию.
«Рынок гидроизоляции в строительстве по-прежнему подчиняется консервативным правилам. По большому счету, здесь все определяется привычкой застройщика. Битумно-полимерные материалы занимают большую долю рынка, хотя появление новых технологий – строительных мембран, бентонитовых матов и т. д. – все же толкает потребителя в сторону новаций. Другой вопрос, что все эти технологии далеко не всегда эффективны. Также мало специалистов, которые бы могли качественно, технологично выполнить гидроизоляционные работы на основе этих технологий», – охарактеризовал ситуацию Антон Смирнов, представитель по гидроизоляционным материалам ООО «Ренолит-Рус».

Битум как лидер

Битумно-полимерные материалы занимают солидную долю петербургского рынка, потребление которого, по разным данным, до кризиса оценивалось в 16-22 млн кв. м в год. Они доминируют при устройстве плоских кровель многоэтажных домов. Их довольно часто используют для защиты конструкций подвалов, стен и перекрытий. Производством гидроизоляционных материалов в Петербурге и Ленобласти занимаются как узкоспециализированные фирмы, так и многие производители общестроительных сухих смесей, мастик и кровельных материалов. Из последних материалы на основе битума на петербургском рынке предлагают «ТехноНиколь» (ТехноэластМост), «Изофлекс» (Мостопласт), «Петрофлекс» (Гидростеклоизол), но практически любой кровельный материал без посыпки может быть использован как рулонная оклеечная гидроизоляция. Такая гидроизоляция чаще всего применяется на плоских кровлях, однако ее можно использовать и для защиты подвалов, стен, перекрытий. Гидроизоляционные кровельные битумные материалы можно разделить на три основные группы: материалы на картонной основе (рубероид, рубемаст), битумные материалы с основой из стеклоткани и модифицированные битумно-полимерные материалы.

Мембраны – гидроизоляция будущего


Основным конкурентом битумных покрытий на строительном рынке являются полимерные гидроизоляционные мембраны на основе ПВХ, доля которых составляет не более 15%. По словам специалистов, они более долговечны, монтируются в один слой, но стоят дороже. В связи с этим стоимость мембран обоснованно высока.
В 2010 году на рынке подкровельных паропроницаемых мембран и пароизоляционных материалов резко сократилось число игроков. Исчезли из крупных строительных гипермаркетов такие бренды, как «Строизол» и Fibrotek. Значительно уменьшились поставки таких зарубежных марок, как Tyvek, Juta, Eltete.
На производстве ПВХ-мембран под маркой «Пластфоил» также специализируется холдинг «Пеноплэкс», который несколько лет назад в Киришах открыл новое производство мощностью свыше 10 млн кв. м в год. Одним из ближайших к Северо-Западному региону отечественных производителей является компания «Гекса – нетканые материалы», изготавливающая гидропароизоляционные и диффузионные материалы под маркой «Изоспан» в Тверской области. В нашем регионе компания реализует продукцию через свое представительство ТД «Гекса-Северо-Запад» и выстроенную сеть дилеров по всем крупным городам Северо-Запада.
Как рассказала Татьяна Пшенко, маркетолог ТД «Гекса-Северо-Запад», зачастую недобросовестные компании, заявляющие о наличии производственных мощностей в Северо-Западном регионе, только упаковывают импортируемые из Китая рулоны в свою упаковку. «Наша компания регулярно сталкивается с подделками, предлагаемыми на рынке с идентичной буквенной маркировкой рулонов, состоящей из букв А, АМ, AS, В, D и т. д. Поэтому в 2010 году «Гекса – нетканые материалы» провела ребрендинг, который включил смену упаковки», – констатировала представитель компании.
Производит мембраны и компания «ТехноНиколь», которая поставляет этот вид гидроизоляции на рынок Ленинградской области со своего завода «Лоджикруф» в Рязанской области. Инвестиции в проект по производству ПВХ-мембран составили 25 млн EUR. Мощность первой линии – 12 млн кв. м продукции в год, ввод второй позволит удвоить производство.

Проникновение вглубь

Также активно используются в целях гидроизоляции сухие строительные смеси, объемы потребления которых ежегодно увеличиваются на 15-30%, а их ассортимент расширяется. Важными преимуществами при использовании этого изолятора является экологичность, низкая токсичность, пожаробезопасность, простота применения, а также высокое сцепление с бетонной поверхностью и низкие трудозатраты. Среди недостатков специалисты отмечают необходимость влажностного ухода за нанесенным слоем в течение суток, сложность работ при отрицательных температурах.
Менее половины рынка гидроизоляционных строительных материалов занимают поставщики и производители проникающей гидроизоляции. Как правило, такие материалы предназначены для объемной гидроизоляции водопроницаемого пористого материала, а сфера их применения – бассейны, тоннели и шахты, фундаменты и дамбы, очистные и гидротехнические сооружения. Среди марок, представленных в Петербурге, – «Пенетрон» (США), «Ксайпекс» (Канада), а также отечественные «Лахта», «Гидротэкс», «Стромикс», «Кальматрон».
По словам строителей, потребность в современных гидроизоляционных материалах постоянно растет. С течением времени материал гидроизоляционного покрытия стареет, это связано с некоторыми естественными факторами, к примеру с вибрациями и подвижками. От них появляются трещины, что влияет на общее качество гидроизоляции и заставляет задумываться о смене покрытия. Гидроизоляционные материалы предназначены для защиты строительных конструкций от постоянного воздействия агрессивной влажной среды, поэтому они должны отличаться такими свойствами, как водонепроницаемость, водостойкость, долговечность. Но это еще не все – гидроизоляционные материалы должны также удовлетворять требованиям по механической прочности, устойчивости к деформациям, химической стойкости, морозостойкости и т. д.
рубрика: Обзор
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.