Сбербанк откроет пятизвездочный отель
Право построить гостиницу в здании бывших авиакасс на Невском пр. перешло к Сбербанку. Бывший инвестор, компания «ИФГ-Базис-Проект», брала в Сбербанке два кредита на 25 млн USD. Но, судя по всему, в кризис кредитная нагрузка стала для девелопера чрезмерной.
На прошлой неделе стало известно, что проект гостиницы под брендом Jumeirah на Невском пр., 7-9, которым последние шесть лет занималась компания «ИФГ-Базис-Проект», связанная с экс-гендиректором холдинга «Базовый элемент» Евгением Тонкачеевым, перешел под контроль ПАО «Сбербанк». В банке сообщили, речь идет о переходе права на актив из-за проблемной задолженности. Ранее сообщалось, что Сбербанк открыл компании две кредитные линии – на 15 млн и 10 млн USD со сроком погашения в 2023 и 2024 годах. Какой-то из этих кредитов (или оба вместе) и стали причиной возникновения «проблемной задолженности». Сейчас Сбербанк завершает экспертизу проекта и ищет инвестора для завершения работ. Правда, не исключено, что гостиницу банк достроит собственными силами – такой опыт у него есть. Договоренности с оператором Jumeirah также сохраняются. В Комитете по инвестициям Смольного сообщили, что после перехода прав на проект к Сбербанку инвестор не подавал заявку на продление срока реализации этого проекта, который истекает в июне этого года.
Проект с историей
Здание бывших авиакасс на Невском пр., 7-9, площадью 9,1 тыс. кв. м компания «ИФГ-Базис-Проект» получила в мае 2010 года на четыре года за 111,3 млн рублей для реконструкции под отель из 76 номеров. Это бывший дом Вавельберга, построенный в 1911-1912 годах для одного из городских банков. Инвестиции в реконструкцию оценивались в 100 млн USD. В инвестиционные условия по проекту входило также решение имущественных вопросов – в здании было около 10 арендаторов, в том числе Центральное агентство воздушных сообщений (ЦАВС), которое занимало 3,6 тыс. кв. м, и УФАС по Петербургу (1 тыс. кв. м). Сроки не были выдержаны, потому что пришлось долго подбирать помещение для ЦАВС, переезд которого затянул проект примерно на 13 месяцев. В 2013 году инвестор договорился с арабской Jumeirah Group об управлении отелем (эта компания управляет 24 отелями и резиденциями класса люкс по всему миру – прим. ред.). В конце 2014 года Смольный продлил инвестору сроки реконструкции здания до II квартала 2016 года со штрафом 6 млн рублей. Но здание до сих пор обнесено строительным забором. И судя по всему, до окончания работ еще далеко.
Девелоперы поневоле
Участники рынка говорят, что кредитное бремя в кризис для них стало очень ощутимо. «Многие девелоперы поспешили продать проекты и объекты, под которые им приходилось брать валютные кредиты. И горе тем, кто не успел это сделать. С рублевыми кредитами тоже много трудностей – ставки выросли. С проблемными кредиторами банки обычно не церемонятся – забирают собственность должников. Хотя сами банки утверждают, что залоговое имущество для них обременительно – портит отчетность и отвлекает финансовые и человеческие ресурсы», – говорит исполнительный директор ГК «С.Э.Р.» Павел Бережной. Тем не менее примеров, когда банкиры становятся девелоперами поневоле, немало. Можно вспомнить историю «ИВИ-93», проекты которой (четыре недостроенных дома на 300 квартир) в прошлый кризис перешли под контроль структур Альфа-Банка. Три дома были достроены к 2011 году ее «дочками», а еще один проект на Детской ул. приобрели структуры «Ханса Групп» под доходный дом, который был сдан в 2012 году. Много объектов, которые кредитовал банк «Санкт-Петербург», потом получила на достройку и в управление компания «Ренорд-инвест». В их числе активы строительного холдинга «Строймонтаж», промышленных холдингов «Севкабель» и «УИМП». «Это нормальная практика. Но для управления этими активами нужна серьезная команда и инвестиции. Это нагрузка на баланс банка, которая мешает росту его капитализации», – заключила Екатерина Запорожченко из Docklands Development.