Страсти по опалубке

Поставщики опалубки используют в кризис все способы сохранения своей доли рынка. Однако если раньше им приходилось бороться между собой, теперь конкуренцию составляют и небольшие компании, предлагающие бывшее в употреблении оборудование зачастую низкого качества.


Производители опалубочного оборудования продолжают ощущать сокращение рынка. Причина – общеэкономическая ситуация в стране. С начала кризиса 2013 года он уменьшился примерно на 60%. Стоит оговориться, что это не математические расчеты, а наблюдение участников рынка.
По разным оценкам, сейчас оборот рынка опалубочного оборудования в Санкт-Петербурге составляет менее 1 млрд рублей в год и не имеет положительной динамики. Как следствие, поставщики опалубки вынуждены снижать цены. По словам генерального директора «НТЦ Опалубка» Евгении Евдокимовой, с начала года стоимость оборудования опустилась примерно на 10%.
Среди главных негативных факторов нужно отметить два. Первый – снижение заказов в результате сокращения объемов жилищного и коммерческого строительства. Второй – падение курса рубля по отношению к другим валютам. «Это случается уже не в первый раз, хотелось бы, чтобы было в последний», – говорит Владимир Сергеев, глава представительства «НОЕ-Шальтехник Георг Майер-Келлер ГмбХ+Ко.КГ».
По мнению специалистов, нынешняя ситуация отличается от кризиса 2008 года. «Многие строители чрезмерно закредитованы. Все это происходит на фоне сокращения спроса на жилье и не внушает оптимизма», – добавляет Евгения Евдокимова. Однако даже в этой ситуации участники рынка стараются приспосабливаться к новым вызовам.

Аренда или покупка?

Главным образом кризис оказал влияние на предпочтение потребителей – девелоперов. Специалисты отмечают востребованность дешевого, но качественного оборудования.
Своеобразным трендом можно назвать аренду опалубочного оборудования. По словам Евгении Евдокимовой, за счет аренды оборудования застройщик может снизить свои затраты на 30% от стоимости покупного. Однако с арендой не все однозначно. Зачастую небрежное отношение линейного состава строительной компании к арендованному имуществу перечеркивает все усилия по экономии. Как следствие, на этапе возврата у строителей возникают дополнительные расходы на ремонт.
Аренда не всегда может оказаться для застройщиков выгодным шагом. «Основными показателями при аренде оборудования являются цена и сроки. Выгодно взять в аренду опалубку на 3-4 месяца, но на восемь месяцев или больше – уже вопрос. Может получиться так, что за восемь месяцев или при длительной аренде придется выплатить 100% стоимос­ти комплекта опалубки. При этом арендовать желательно качественную, долговечную опалубку, чтобы она исправно отработала весь период аренды», – объясняет Владимир Сергеев.
Для самого арендодателя сдача оборудования в аренду не всегда выгодна. В условиях кризиса многократно возросли экономические риски. По словам экспертов, вероятность, что арендатор не сможет в обозначенные сроки погасить задолженность или вовсе станет неплатежеспособным, очень высока.
«Если строительная фирма качественно выполняет монолитные работы как подрядчик, то и портфель подрядов у нее будет солидный. Соответственно, покупка качественного долговечного опалубочного оборудования будет для нее только плюсом», – считает Владимир Сергеев. Однако крупных заказчиков не так много. Остальным приходится использовать различные механизмы взаимодействия. Среди них – обратный выкуп оборудования или лизинг.

Разные возможности

Поставка оборудования с обязательным последующим выкупом позволяет застройщику не опасаться увеличения сроков строительства и тем самым не переплачивать за просрочку арендованного оборудования. Подобная схема удобна еще и тем, что после использования опалубки подрядчику не требуется заниматься ремонтом и хранением оборудования.
При покупке опалубочного оборудования широко применяется схема лизинга. По сути, подрядчик выплачивает всю сумму частями и, совершив последний платеж, получает оборудование на баланс компании. С учетом стоимости оборудования подобные схемы помогают подрядным компаниям серьезно экономить.
К примеру, для возведения объекта площадью 20 тыс. кв. м комплект приобретенного импортного опалубочного оборудования может оцениваться в сотни тысяч долларов. Несмотря на то что отечественная опалубка в разы дешевле, ее стоимость все равно будет внушительной.

Новые игроки

По словам экспертов, с начала кризиса активизировались компании, специализирующиеся на продаже бывшего в употреблении оборудования, стоимость которого может быть на треть дешевле нового. По словам Евгении Евдокимовой, если раньше подобные компании были незаметны, теперь их достаточно много.
В свою очередь, представитель компании «Регионстройкомплект» Наталья Загуменная подтвердила, что с начала кризиса оборот бывшего в употреблении оборудования на рынке Петербурга вырос в несколько раз. Информацию подтвердили и в «Опалубочной компании», которая специализируется на покупке использовавшегося оборудования. Однако оценить рынок в натуральных цифрах в компании не смогли и предпочли закончить беседу.
Как рассказал анонимный источник, компании, специализирующиеся на продаже бывшего в употреблении оборудования скупают испорченное или использованное оборудование у застройщиков или по дешевке у компаний-банкротов.
«Приобретение опалубочного оборудования – ответственный момент, и подходить надо к этому компетентно», – уверен Владимир Сергеев. Качество и цена далеко не всегда адекватны заявляемому. Соответственно, если следовать простому правилу и сравнивать технические характеристики предлагаемых систем, это позволит отсеять «некачественных» претендентов.
Также зачастую застройщику предлагается заведомо меньший или больший комплект, чем необходимо. Чтобы этого избежать, всегда требуется расчет оптимального комплекта опалубки исходя из темпа строительства объекта и количество дней, необходимых непосредственно подрядчику. Как правило, подобные услуги предоставляют крупные компании.

Справка:

При оценке качества опалубки необходимо обращать внимание на следующие моменты:
– горячее оцинкование стальных элементов как снаружи, так и изнутри;
– толщину профиля;
– имеется ли усиление углов щита в виде специальных угловых вставок;
– толщина палубы и ее виды;
– растер в замках для наращивания по длине;
– размеры щитов и их универсальность;
– грузоподъемность крановых захватов;
– распалубочные углы и элементы для лифтовых шахт;
– позволит ли система снизить трудозатраты и увеличить скорость строительства.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Игорь Федоров
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.