Новая жизнь экспертизы
С 1 января 2017 года государственная экспертиза полностью переходит на электронный документооборот. В СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» (ЦГЭ) с 1 сентября в тестовом режиме работает сервис для приема документации в электронном виде.
Как осуществлялся этот переход, с какими сложностями столкнулись эксперты и какие затраты могут ожидать проектировщиков и застройщиков при отказе от бумажных носителей, «АСН-инфо» обсудил со специалистами ЦГЭ.
С 1 сентября на сайте Центра государственной экспертизы работает обновленная информационная система, с ее помощью можно подать заявление, загрузить документацию и получить заключение экспертизы.
Для того чтобы это стало возможным, в ЦГЭ модернизировали существующий сервис для обслуживания клиентов на сайте http://spbexp.ru/ и наладили синхронизацию с ЕСИА, благодаря чему подать документы на экспертизу клиенты теперь могут и через портал госуслуг.
Технически для осуществления перехода потребовалось расширить канал Интернета, зарезервировать пространство в центре обработки данных, модернизировать серверы и установить усиленную квалифицированную цифровую подпись для экспертов и руководителя центра. Затраты составили менее 10 млн рублей.
Но в целом затраты экспертных организаций и проектных бюро при переходе на электронный документооборот могут достигать и больших объемов. Например, только разработка платформы под программу может стоить 12 млн рублей.
ЦГЭ удалось сэкономить за счет отказа от установки новой информационной системы. «Возможно, было бы лучше купить готовый продукт, но мы решили использовать свою базу, так как уже есть годами наработанный массив информации. Он слабо агрегирован со сторонней системой. Кроме того, эксперты уже привыкли работать с нашей системой», – комментирует первый заместитель директора СПб ГАУ «ЦГЭ» Игорь Юдин.
Основные затраты связаны с получением электронной подписи и повышением качества Интернета: чтобы «тяжелые» документы передавались оперативно, шлюз должен быть быстрым.
Одной из не решенных пока задач перехода в цифровой формат остается совместимость программ, в которых выполняются и читаются проекты. Не до конца решен вопрос автоматического чтения документов в машиночитаемом формате. Также стоит задача с архивированием файлов: документы в формате PDF или JPEG значительно утяжеляют общий пакет.
Скорее всего, придется менять и техническое оснащение проектных и экспертных бюро: например, чтобы специалистам было удобнее изучать документацию, понадобится увеличить количество и качество мониторов.
Но в конечном итоге, уверен Игорь Юдин, электронный оборот будет все более удобным, быстрым и станет совершенно естественным.
«Само время помогает и проектировщикам, и нам: отрасль сильно ужалась, количество проектов невелико, и на рынке остались только наиболее продвинутые игроки. Они и технически, и ментально готовы быстро адаптироваться к переходу на электронную документацию», – уверен Игорь Юдин.
После решения текущих задач в ЦГЭ намерены оптимизировать работу с BIM-моделями. Для этого необходимо присоединить сервис по приему и обработке таких документов к текущему сервису для работы с электронной документацией.
Изменения в федеральное законодательство утвердили единые правила для электронных документов, представляемых в экспертизу. С учетом рекомендаций Минстроя ЦГЭ разработал свои – более детальные – рекомендации к оформлению и подаче документации в электронном виде. «Для нас важно исключить недопонимание, которое может возникнуть с 1 января, также мы стараемся подстроить себя под график Главгосэкспертизы. Мы уже готовы работать в таком формате, но понимаем, что наши контрагенты – пока нет. Мы можем их подготовить и обучить», – говорит господин Юдин.
В течение сентября Центр государственной экспертизы проведет три семинара для проектировщиков, где объяснит нюансы работы с электронной документацией и научит пользоваться обновленным сервисом для подачи документов.