Рецепты реформирования ЖКХ
Состояние жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга стало в последнее время едва ли не главным раздражителем общественно-политической жизни города. Но особое звучание эта тема приобретает в рамках начавшейся гонки за губернаторское кресло и предстоящих выборов в Государственную думу России.
Один из депутатов Государственной думы разбил проблематику ЖКХ в Петербурге на три составляющие: проблемы власти, прессы и жителей. Проблема власти – определить, куда и сколько нужно направить средств. Проблема СМИ – выяснить, сколько денег будет выделено и кто сколько украдет. Проблема жителей – тарифы, качество услуг и нехватка жилья.
Свалки в центре города
По словам директора Российского государственного НИИ урбанистки Владимира Щитинского, многие трудности северной столицы в сфере ЖКХ связаны с политикой градостроительства, которая досталась в наследство от Советского Союза. «Сегодня ситуация меняется, – уверяет г-н Щитинский, – градостроительство встает «на новые рельсы», а ЖКХ застряло в прошлом».
Директор НИИ обозначил три основные проблемы петербургского ЖКХ: изношенность жилищного фонда, аварийное состояние инженерных коммуникаций и неблагополучное санитарное состояние города. Если в среднем по России аварийного жилья – 12%, то в Санкт-Петербурге – 26%. Водные коммуникации изношены на 50%, канализационные сети – на 44%. Иллюстрацией третьей проблемы являются стихийные свалки мусора, причем даже в центре города. Кроме того, в ЖКХ отсутствует фактор конкуренции при предоставлении коммунальных услуг, вследствие чего реформирование этой сферы сводится пока только к увеличению квартплаты. Научный руководитель Леонтьевского центра Сергей Васильев уверен, что реформа не будет работать, пока у домов нет хозяев. Единственный путь для установления правового домовладения, считает он, это создание товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Темпы строительства
По мнению Сергея Васильева, требуется программа федеральной и городской поддержки ТСЖ, только 40% которых из-за разницы в состоянии жилищного фонда города смогут быть финансово состоятельными.
Требуется также решить вопрос расселения ветхого жилья. «Если в Санкт-Петербурге будет строиться по 1 млн кв. метров жилья в год, решить проблему расселения ветхого жилья будет невозможно», – категоричен в своем суждении председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин. По его словам, нужный темп строительства –
6-7 млн кв. метров жилья в год. Депутат предложил свой вариант стимулирования строительства. Например, если от станции метро «Проспект Ветеранов» построить наземную линию еще на две станции, стоимость квадратного метра жилья в этом районе увеличится на 0 и строить там будет выгодно. «На окраинах Петербурга нужно делать дороги и открытые подъезды, тогда возникнет колоссальный район для строительства жилья. Иначе эти 7 млн кв. метров строить негде», – отметил Томчин. По его словам, проблемы расселения можно решить только так: медленно и кропотливо создавать денежный поток, увеличивая стоимость жилья в каждом районе.
В частности, петербургские коммуналки, считает депутат, располагаются в привлекательных для строителей местах. «Если инвестор построит дом, где квадратный метр будет стоить тыс., то сможет и должен создать инфраструктуру и построить жилье, в котором квадратный метр будет стоить 0. Тогда расселение пойдет кварталами», – заявляет он. Депутат также отметил, что расселение центра Санкт-Петербурга проходит достаточно быстро (однако «Строительный Еженедельник» так не считает, см. справку).
В поддержку Чубайса
В сентябре-октябре 2003 года Госдума планирует принять закон о концессиях, после чего объекты ЖКХ могут сдаваться в управление частным лицам. «ЖКХ – довольно прибыльный бизнес, соотношение прибыль/риски в нем для бизнесмена самое оптимальное», – считает Григорий Томчин. При этом именно концессионер, который будет предлагать определенную услугу, знает, какой тариф установить, чтобы петербуржцы платили за ЖКХ, и платили стабильно. Кроме того, тарифы могут быть персонализированы.
При перестройке структуры жилищно-коммунального хозяйства, говорит Томчин, старые кадры могут остаться, а вот система управления прежней оставаться не может, должны появиться новые управленцы.
Это вполне укладывается в реформирование ЖКХ России «по Чубайсу», который предлагает кардинальным образом изменить систему управления в этой сфере, причем создать несколько моделей управления в зависимости от конкретной ситуации. «Он намерен не подмять под себя все коммунальные сети, как пишут в некоторых СМИ, а создать в ЖКХ благоприятные для инвестирования условия, насытить эту сферу денежными потоками», – убежден Томчин.
Между тем директор фонда «Институт экономики города» (Москва) Сергей Сиваев считает, что приобретение в собственность объектов коммунальной инфраструктуры путем приобретения объектов за долги РАО «ЕЭС России» и «Газпрому» приведет к появлению в России нового крупного монополиста.
Справка
В начале 1990-х гг. в Петербурге было почти 210 тыс. коммунальных квартир. Сегодня – около 150 тыс. Иными словами, за десять лет расселено (в основном риэлтерскими компаниями) менее трети коммуналок. Сейчас темпы расселения падают. По данным ГУ «Горжилобмен», если в 1997 году с помощью фирм были расселены 1532 коммунальные квартиры, то в 2000-м – в два раза меньше (720). В прошлом году, по данным городской администрации, было расселено 289 коммуналок.
Автор: Андрей Теплоухов
Один из депутатов Государственной думы разбил проблематику ЖКХ в Петербурге на три составляющие: проблемы власти, прессы и жителей. Проблема власти – определить, куда и сколько нужно направить средств. Проблема СМИ – выяснить, сколько денег будет выделено и кто сколько украдет. Проблема жителей – тарифы, качество услуг и нехватка жилья.
Свалки в центре города
По словам директора Российского государственного НИИ урбанистки Владимира Щитинского, многие трудности северной столицы в сфере ЖКХ связаны с политикой градостроительства, которая досталась в наследство от Советского Союза. «Сегодня ситуация меняется, – уверяет г-н Щитинский, – градостроительство встает «на новые рельсы», а ЖКХ застряло в прошлом».
Директор НИИ обозначил три основные проблемы петербургского ЖКХ: изношенность жилищного фонда, аварийное состояние инженерных коммуникаций и неблагополучное санитарное состояние города. Если в среднем по России аварийного жилья – 12%, то в Санкт-Петербурге – 26%. Водные коммуникации изношены на 50%, канализационные сети – на 44%. Иллюстрацией третьей проблемы являются стихийные свалки мусора, причем даже в центре города. Кроме того, в ЖКХ отсутствует фактор конкуренции при предоставлении коммунальных услуг, вследствие чего реформирование этой сферы сводится пока только к увеличению квартплаты. Научный руководитель Леонтьевского центра Сергей Васильев уверен, что реформа не будет работать, пока у домов нет хозяев. Единственный путь для установления правового домовладения, считает он, это создание товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Темпы строительства
По мнению Сергея Васильева, требуется программа федеральной и городской поддержки ТСЖ, только 40% которых из-за разницы в состоянии жилищного фонда города смогут быть финансово состоятельными.
Требуется также решить вопрос расселения ветхого жилья. «Если в Санкт-Петербурге будет строиться по 1 млн кв. метров жилья в год, решить проблему расселения ветхого жилья будет невозможно», – категоричен в своем суждении председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин. По его словам, нужный темп строительства –
6-7 млн кв. метров жилья в год. Депутат предложил свой вариант стимулирования строительства. Например, если от станции метро «Проспект Ветеранов» построить наземную линию еще на две станции, стоимость квадратного метра жилья в этом районе увеличится на 0 и строить там будет выгодно. «На окраинах Петербурга нужно делать дороги и открытые подъезды, тогда возникнет колоссальный район для строительства жилья. Иначе эти 7 млн кв. метров строить негде», – отметил Томчин. По его словам, проблемы расселения можно решить только так: медленно и кропотливо создавать денежный поток, увеличивая стоимость жилья в каждом районе.
В частности, петербургские коммуналки, считает депутат, располагаются в привлекательных для строителей местах. «Если инвестор построит дом, где квадратный метр будет стоить тыс., то сможет и должен создать инфраструктуру и построить жилье, в котором квадратный метр будет стоить 0. Тогда расселение пойдет кварталами», – заявляет он. Депутат также отметил, что расселение центра Санкт-Петербурга проходит достаточно быстро (однако «Строительный Еженедельник» так не считает, см. справку).
В поддержку Чубайса
В сентябре-октябре 2003 года Госдума планирует принять закон о концессиях, после чего объекты ЖКХ могут сдаваться в управление частным лицам. «ЖКХ – довольно прибыльный бизнес, соотношение прибыль/риски в нем для бизнесмена самое оптимальное», – считает Григорий Томчин. При этом именно концессионер, который будет предлагать определенную услугу, знает, какой тариф установить, чтобы петербуржцы платили за ЖКХ, и платили стабильно. Кроме того, тарифы могут быть персонализированы.
При перестройке структуры жилищно-коммунального хозяйства, говорит Томчин, старые кадры могут остаться, а вот система управления прежней оставаться не может, должны появиться новые управленцы.
Это вполне укладывается в реформирование ЖКХ России «по Чубайсу», который предлагает кардинальным образом изменить систему управления в этой сфере, причем создать несколько моделей управления в зависимости от конкретной ситуации. «Он намерен не подмять под себя все коммунальные сети, как пишут в некоторых СМИ, а создать в ЖКХ благоприятные для инвестирования условия, насытить эту сферу денежными потоками», – убежден Томчин.
Между тем директор фонда «Институт экономики города» (Москва) Сергей Сиваев считает, что приобретение в собственность объектов коммунальной инфраструктуры путем приобретения объектов за долги РАО «ЕЭС России» и «Газпрому» приведет к появлению в России нового крупного монополиста.
Справка
В начале 1990-х гг. в Петербурге было почти 210 тыс. коммунальных квартир. Сегодня – около 150 тыс. Иными словами, за десять лет расселено (в основном риэлтерскими компаниями) менее трети коммуналок. Сейчас темпы расселения падают. По данным ГУ «Горжилобмен», если в 1997 году с помощью фирм были расселены 1532 коммунальные квартиры, то в 2000-м – в два раза меньше (720). В прошлом году, по данным городской администрации, было расселено 289 коммуналок.
Автор: Андрей Теплоухов
рубрика:
Коридоры власти
