Локомотив российских реформ

Одним из модных атрибутов нынешнего лета стала возможность подискутировать о настоящем и будущем Санкт-Петербурга. В этот процесс вовлечены люди самых разных политических пристрастий, социальной принадлежности и величины административного ресурса. Все они «знают», как помочь Северной столице.

На прошлой неделе состоялся примечательный круглый стол «Стратегия развития Санкт-Петербурга: приоритеты на ближайшую перспективу», в ходе которого, если честно, ничего кардинально нового для «профессионального обывателя» не прозвучало. Выступающие, в том числе около десятка кандидатов в губернаторы, говорили в основном о проблемах, которые петербуржцы испытывают на себе ежедневно: низкий уровень доходов, плохая работа транспорта, здравоохранение и экология, городское хозяйство, проблемы подрастающего поколения, жилищный вопрос и высокий уровень преступности. Иными словами, докладчики поставили Петербургу диагноз, который его жителям давно известен. До конкретных рецептов лечения дело не дошло. Впрочем, это неудивительно, если учесть «интересность момента» и разный «политический вес» ораторов.

Проблемы из прошлого

Все наши нынешние проблемы, говорят ученые, зародились в начале 1990-х годов. Именно тогда из структуры экономики города выпали основные градообразующие отрасли – ВПК и научная сфера. Как оказалось, полноценной замены для них нет. Несмотря на это, к сегодняшнему дню петербургская экономика подошла относительно окрепшей и даже с серьезным ростом. Впрочем, как уверяют различные эксперты, это стало возможным благодаря использованию старых ресурсов, старых мощностей и, как утверждает президент МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Сергей Васильев, вследствие небольших объемов инвестирования. Что делать дальше – на данный момент не совсем понятно. Г-н Васильев считает, что для экономики города было бы полезно развивать туристическую, транспортную и образовательную сферу. При этом он подчеркнул, что эти отрасли важны, но они не решат всех городских проблем, в том числе проблему занятости. Именно поэтому, считает Васильев, необходимо реанимировать и активно развивать промышленность, в первую очередь машиностроение – особенно высокотехнологичное производство.
В этой связи возникает банальный вопрос: где взять средства на все вышеописанное и каков, собственно, детальный план действий? Первый ответ, приходящий на ум некоторым специалистам, это «активное сотрудничество» с федеральным правительством, а конкретней – с федеральным бюджетом. Отчасти, конечно, это логично и в определенной степени эффективно и даже надежно, однако противоречит духу либеральной петербургской экономики. Недаром же наш Санкт-Петербург окрестили «локомотивом российских реформ».

Рыночное управление

На самом деле «локомотив» уже создан, точнее, находится в стадии активной проработки. Речь идет о Генеральном плане развития Санкт-Петербурга. Он, конечно, не панацея, однако, если верить разработчикам, многие проблемы решить позволит, в том числе и повысить инвестиционную привлекательность города. Кстати, раз уж мы коснулись машиностроения, заметим, что по Генплану предпочтения отдаются судостроению, точной механике и оптике, энергетическому машиностроению – то есть тем самым наукоемким и высокотехнологичным производствам, о которых говорит г-н Васильев.
В целом Генплан является так называемым документом верхнего уровня, который послужит отправной точкой для разработки всей градорегулирующей документации, в частности, правил землепользования и застройки, включающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны города. Это, в свою очередь, позволит снять многие острые противоречия, постоянно возникающие сегодня между законодательной и исполнительной властями, населением и участниками инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга.
Однако создание любой, пусть даже самой выдающейся и эффективной программы «спасения города» таит в себе возможность ее изначального неприятия горожанами. По мнению руководителя Бюджетно-финансового комитета ЗС Санкт-Петербурга Владимира Барканова, для внедрения любых программ будущий губернатор должен выступить со специальным посланием населению, разъясняющим новые шаги.
С этим суждением согласен один из депутатов Госдумы, претендующий на губернаторское кресло (из соображений политкорректности и согласно законам избирательной компании мы его не называем). Так вот, он считает, что хороший руководитель должен уважать горожан, давать им полную и достоверную информацию о положении дел в городе. Такое качество, по его мнению, должно входить в стиль управления городом.
Более того, считает другой кандидат в губернаторы, система управления городом должна быть не только прозрачной и понятной, но и соответствовать рыночным условиям.

Рабы закона

Один из участников круглого стола заметил, что у Петербурга должна быть своя философия, своя фундаментальная идея, которая будет положена в основу управления городом, решения городских проблем и его развития. Депутат петербургского парламента , также пожелавший стать губернатором, предложил «сделать ставку на свободного человека». Ссылаясь на древнегреческого философа, депутат добавил: «Если мы хотим быть свободными, мы должны стать рабами закона. Править должны не конкретные люди, а законы. Наша общая задача – чтобы городская власть и все горожане молились на законы и их точно исполняли».
«Молиться», наверное, не стоит, ибо не все российские и, в частности, петербургские законы относятся к категории «разумных», а потому и «правящих». А вот задуматься о создании полноценного, комплексного законодательства, позволяющего динамично развиваться всем отраслям городского хозяйства и защищающего права добропорядочного гражданина, наверное, необходимо.
По большому счету все выступления на круглом столе в той или иной степени были интересны, разумны и в определенной степени полезны для города. Однако в российской действительности часто бывает, что разумные идеи остаются нереализованными. Хочется верить, что после выборов губернатора Петербурга этого не произойдет.

Автор: Андрей Теплоухов
рубрика: Коридоры власти
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.