Культурный подход

В Петербурге насчитывается почти 8,5 тыс. объектов культурного наследия (ОКН), половина из которых – федерального значения. По мнению экспертов рынка, для ОКН основными проблемами во время прохождения экспертизы являются закрытый доступ на рынок для негосударственных экспертиз, законодательные коллизии и непредсказуемость работ на таких объектах.


Как объясняет президент некоммерческой организации «Союз Экспертиз Северо-Запада» Максим Филипович, подготовкой проектной документации для ОКН могут заниматься только компании, получившие лицензию Министерства культуры РФ. Забегая вперед, следует отметить, что она требуется для проведения любых работ на ОКН.
«Объекты культурного наследия федерального значения проходят экспертизу в Главгосэкспертизе, а регионального и местного значения – в государственной экспертизе, определенной на уровне субъекта Российской Федерации», – пояснил заместитель руководителя Санкт-Петербургского городского филиала Мосгосэкспертизы Юрий Добровольский.

Система регламентов

Разрабатывая проектную документацию на проведение работ по сохранению ОКН, надо принимать во внимание требования нескольких регламентов. Помимо нормативно-правовой базы по созданию проектов для объектов капитального строительства, следует учитывать и действующее законодательство в области сохранения культурного наследия.
«При подготовке проектной документации для таких объектов важно учитывать историю здания», – говорит технический директор АО ССМО «ЛенСпецСМУ» (входит в ГК «Эталон») Юрий Бородин. – Главное требование при прохождении экспертизы проектов – сохранение предметов охраны».
Особенностью разработки проекта для таких зданий является то, что помимо экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий необходимо провести еще и историко-культурную экспертизу. Однако такая экспертиза для ОКН нужна не всегда, поясняет Максим Филипович: «Противоаварийные работы, проводимые на памятнике, экспертизе не подлежат, а согласовываются с органом охраны в упрощенном порядке в соответствии с полученным заданием».
Что касается квалификации специалистов, которые будут проводить экспертизу ОКН, то она ничем не отличается от той, что нужна для подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. «Основные требования – наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, и стаж работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий по заявленному направлению не менее пяти лет», – говорит Юрий Добровольский. По словам начальника управления государственной экспертизы СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Валерия Сорокина, в СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» проектную документацию на сохранение ОКН рассматривают эксперты с опытом работы в КГИОП, аттестованные по специальности «Объемно-планировочные и архитектурные решения».

Госмонополия

Прохождение экспертизы для ОКН сопровождается своими специфическими сложностями, объясняют эксперты. По мнению Максима Филиповича, вызывает вопросы само качество проектной документации. Кроме того, в проектную документацию часто приходится вносить изменения из-за дополнительного обследования ранее закрытых строительных конструкций, добавляет Валерий Сорокин.
Также, по мнению Максима Филиповича, процесс зачастую осложняет и несогласованность действий между заказчиком, органом охраны памятников, проектировщиком и экспертами.
Юрий Добровольский указывает на законодательные пробелы в прохождении экспертизы для ОКН. В частности, технические регламенты, содержащие требования государственной охраны объектов культурного наследия, отсутствуют. Их нет ни в 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ни в 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». «Поэтому сегодня экспертиза осуществляет проверку соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей ФЗ «О техническом регулировании» и Градкодексу РФ», – сказал Юрий Добровольский.
То обстоятельство, что проводить эти работы могут только специалисты государственной экспертизы или Главгосэкспертизы – несправедливо, считает президент ГК «ННЭ», вице-президент НОЭКС Александр Орт: «Во многих негосударственных экспертизах есть специалисты высокого уровня, способные рассматривать документацию по соответствующим объектам. Уверен, что в ближайшее время в законодательство будут внесены изменения, которые позволят негосударственным экспертизам проводить экспертизу проектной документации на отдельных объектах культурного наследия».

Мнение:

Сергей Пичугин, генеральный директор ООО «БЭСКИТ»:

– Основная проблема при разработке документации на сохранение объектов культурного наследия – это принцип «не навреди» при решении вопроса соблюдения современных требований обеспечения безопасности согласно 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». Например, КГИОП обязывает сохранить деревянное историческое перекрытие на памятнике. Однако согласно 384-ФЗ (ст. 8 «Требования пожарной безопасности») по степени огнестойкости здания это перекрытие не может быть деревянным. Здесь в первую очередь надо обеспечить безопасность здания, а не сохранить старые и поврежденные балки. Однако их замена на новые невозможна, так как не соблюдаются требования 384-ФЗ. А как быть с аварийными конструкциями и зданиями? Сегодня у нас стал применяться термин «необратимая аварийность». Устранить аварийность можно всегда. Возникает вопрос целесообразности, потому «никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже» (Евангелие от Матфея, глава 9).

рубрика: Надзор и экспертиза
автор: Ольга Кантемирова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.