Город созрел для туризма

Во время юбилея Санкт-Петербурга
на весь мир было заявлено о существовании уникального, красивого и интересного города. Однако на деле блестящая рекламная акция под названием «300-летие Санкт-Петербурга» может обернуться банальным блефом,
если не решить, в частности, нескольких важных проблем в туристической сфере.

По туристической привлекательности с Петербургом, по мнению некоторых специалистов, может сравниться разве что Париж. Но пока в нашем городе нет мощных туроператоров, привлекающих иностранцев. Между тем, считает председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин, город на Неве обладает уникальными туристическими возможностями. Во-первых, здесь можно организовать 12 трехчасовых пешеходных экскурсий, причем маршруты их не будут пересекаться (к примеру, в Париже можно также организовать 12 таких экскурсий, в Лондоне и Риме – по 6, в Венеции – 3, в Мюнхене – 2). Во-вторых, по подсчетам иностранных туристических компаний, город может принять до 30-40 млн туристов в год. При этом существующая инфраструктура города в состоянии обслужить лишь не более 2,5 млн туристов в год, причем приезжающих на два дня транзитом, что нигде в мире не считается полноценным туризмом.
Кроме того, в Петербурге на 4,5 млн жителей имеется лишь 31 тыс. гостиничных мест, которые, по оценке г-на Томчина, с большой натяжкой можно назвать местами для туристов (для сравнения: в финском городке Турку на 179 тыс. жителей приходится 45 тыс. гостиничных мест). «Получается, что доходы от туризма в нашем городе незначительные, – уверяет депутат Госдумы. – В итоге и затраты на развитие городской инфраструктуры отсутствуют».

Один на один

Не так давно петербургский Институт урбанистики разработал программу развития города, в которой «туристической составляющей» уделяется особое внимание. Прежде всего, по словам Григория Томчина, необходимо перенести порт, принять решение о возможности использования зданий – памятников архитектуры для хозяйственного оборота, перенести ряд заводов и грузовую инфраструктуру и снять административные барьеры для приезда в город туриста. «Если мы это сделаем, уже через 5 лет в Петербурге будет один турист на одного жителя города. Эта ситуация станет началом рентабельности туризма в нашем городе. А то великолепная рекламная акция под названием «300-летие Санкт-Петербурга» может оказаться блефом: продукт во всем мире показали, но не сказали, где и как его можно купить», – заключил г-н Томчин. Но не все специалисты разделяют оптимизм депутата. По мнению генерального директора питерской гостиницы «Прибалтийская» Вадима Косарева, туризм – инерционный бизнес и развернуть его на новые рыночные рельсы трудно. Например, колоссальную проблему для иностранных туристов представляет дорога до северной столицы. «Стоит помучиться с получением визы в МИД, а потом час постоять в «отстойниках» на границе, как всякое желание любоваться красотами России в целом и Санкт-Петербурга в частности пропадет», – считает г-н Косарев.

До бума далеко

Тем не менее, по оценкам специалистов, ежегодный рост туристического потока в наш город составляет 5-7%. Но к туристическому буму город не готов. «Существует острая нехватка гостиничных мест во время белых ночей, порядка 1 тыс. номеров в день, – рассказывает Вадим Косарев. – Городу нужно еще 3-4 гостиницы класса «три звезды» или «четыре звезды».
В свою очередь генеральный директор гостиницы «Октябрьская» Владимир Иванов заявляет, что бизнес в Санкт-Петербурге созрел для развития туризма, ему только нужно создать условия для дальнейшего роста. В частности, нужно защищать инвестиции, поступающие в этот сектор, и делать это должно государство. «Мы потихоньку подходим к тому, что в городе развивается туристическая инфраструктура – открываются новые рестораны, клубы, строятся гостиницы. Но если мы не уберем с дорог помойки, не изменим криминогенную обстановку, не упростим получение виз, то туризм будет развиваться очень медленно», – резюмирует г-н Иванов.
Также, по словам регионального директора сети отелей Radisson SAS Hotels & Resorts в странах Балтии, России, Азербайджане и на Украине Оливера Штааса, необходимо снизить цены на билеты в наш город и попытаться изменить негативный образ России (в том числе и Петербурга), который все еще доминирует в сознании иностранцев.

Автор: Андрей Теплоухов
рубрика: Cобытия и комментарии
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.