Рыночное предложение
В начале июля Фонд имущества Петербурга рассказал об итогах конкурса идей по реконцепции городских сельскохозяйственных рынков. На конкурс поступило 22 заявки от 16 организаций из Москвы, Петербурга и Пятигорска.
Какие именно компании подали заявки, не сообщается, поскольку многие из них приняли участие в конкурсе идей на условиях анонимности. Однако стало известно, что развитием рынков готовы заняться девелопер Fort Group, обувной холдинг Zenden и московское архитектурное бюро Zemsky Group.
Вкусные идеи
Напомним, конкурс на обустройство пяти городских рынков – Кузнечного, Мальцевского (Некрасовского), Ломоносовского, Московского и Невского – был объявлен 24 мая текущего года, информация о нем появилась на сайте Фонда 5 июня. «Цель конкурса была в том, чтобы выяснить, есть ли интерес к переформатированию рынков у инвесторов. Его результаты показали, что такой интерес есть, и он очень высок», – рассказал директор Фонда имущества Петербурга Денис Мартюшев.
Самым популярным по количеству заявок оказался Кузнечный рынок – им заинтересовались шесть компаний. На втором месте Мальцевский рынок (пять заявок), на третьем – Ломоносовский (четыре заявки). Идеи развития для Невского и Московского рынков предложили по три компании.
Большинство концептуальных идей, представленных на конкурс, касались развития универсального сельскохозяйственного рынка и открытия продовольственных магазинов. Однако были и «специализации». Так, Московский рынок было предложено полностью отдать под торговлю рыбой.
Есть и нестандартная заявка – создать на Мальцевском рынке медиапространство, включающее в себя школу журналистики, цифровое интернет-агентство и академию блогеров. Кроме того, идеи, предложенные для Мальцевского рынка, связывались с активным развитием ресторанной зоны на примыкающих к нему улицах Жуковского и Некрасова. В одной из концепций было предложено создать «лаборатории еды» для проведения кулинарных мастер-классов, а также сдавать в аренду помещения рынка под мероприятия с организацией кейтеринга из продуктов, представленных на рынке.
Популярный у инвесторов Кузнечный рынок один из заявителей предложил превратить в интерактивное пространство и помимо собственно торговли организовывать там культурно-массовые мероприятия, а другой участник конкурса увидел в нем площадку для создания дружелюбного рынка и внедрения технологий безналичной оплаты.
Будущее Ломоносовского рынка, как регионального объекта, видят в проведении ярмарок выходного дня с привлечением областных фермерских хозяйств.
Фермерское направление инвесторы считают перспективным и для Невского рынка.
«Опасения по поводу того, что заявки поступят преимущественно от торговых сетей по организации крупных сетевых объектов на месте рынков, не оправдались, – заметил Денис Мартюшев. – В конкурсе идей приняла участие только одна федеральная торговая компания, которая предложила свой формат размещения объекта на рынке».
Все представленные концепции досконально изучаются и будут переданы губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.
Сменить формат, но не профиль
Конкурс предшествует торгам на 10-летнюю аренду сельскохозяйственных рынков, проведение которых Фонд имущества планирует начать в сентябре этого года. Александр Герман, заместитель председателя Комитета имущественных отношений Петербурга, рассказал, что первым будет выставлен на торги Кузнечный рынок.
КИО уже направил в адрес нынешнего оператора Кузнечного рынка уведомление о прекращении договорных отношений и дал три месяца, чтобы тот освободил площади. Следом за ним последуют Мальцевский, Московский, Невский и Ломоносовский рынки. «В результате реконцепции рынков цель их использования не будет изменена, – подчеркнул Александр Герман. – Они так и останутся сельскохозяйственными, хотя и обретут новые концепции». Действующие операторы смогут участвовать в торгах и получить право аренды в преимущественном порядке по цене, установленной на торгах.
Мнение:
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:
– Наиболее интересные объекты, на мой взгляд, – это Мальцевский и Кузнечный рынки, поскольку они располагаются в центре города, в пешеходной доступности от метро. При этом Кузнечный находится в более оживленном месте и ближе к туристическим потокам.
В настоящий момент обозначенные рынки не являются качественными объектами недвижимости, но при этом размещаются в достаточно интересных локациях. Корректировка формата позволит сделать объекты привлекательными более широкому кругу клиентов и лучше использовать потенциал места.
В то же время при выборе подхода к развитию объекта необходимо точно понимать, как улучшить качество основной функции рынка. В настоящее время обеспеченность Петербурга хорошими продовольственными рынками невысока, и заметная часть потенциального спроса удовлетворяется другими форматами торговли. В то же время, как показывает опыт развитых стран, правильно реализованные и эксплуатируемые продовольственные рынки не отмирают с развитием новых форматов торговли, а в ряде случаев могут быть даже значимыми туристическими объектами.
Для города было бы интересно сохранить основную функцию на рынках. Если объекты будут приведены к более высокому качеству, они смогут отвоевать свое место на рынке торговли продовольственными товарами и стать популярными у покупателей. В то же время развитие формата также может дать хорошие результаты, например, объединение с предприятиями общественного питания, где повара могли бы приготовить блюда из лично выбранных продуктов.
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Необходимость реновации городских рынков назрела уже очень давно. Потребители готовы к современному рыночному формату торговли продуктами. Вектор развития ресторанных и стрит-фуд-концепций последних лет лишь подтверждает его востребованность. Мировой опыт в этой области применить не так сложно – в основном это вопрос менеджмента и маркетинга. И он может быть вполне актуален в таком городе, как Петербург, где высока доля путешествующих людей, которые знакомы с лучшими иностранными форматами ритейла, а также сравнительно высокий по российским меркам уровень доходов и большой туристический поток, который ежегодно растет.
Развлечения в узком смысле слова здесь, на мой взгляд, не совсем уместны. Скорее должен быть представлен широкий выбор кафе и ресторанов различных форматов и концепций, а также сопутствующие развлечения – например, кулинарные мастер-классы. Мировая практика показывает, что общественное питание сейчас – самое популярное развлечение.
Выигрышными на примере Кузнечного рынка представляются концепции по примеру развития Даниловского рынка в Москве и создание центра гастрономического туризма, для которого данное местоположение очень благоприятное.