The battery is low
На форсайт-сессии «Электромобили и новая энергетическая инфраструктура», прошедшей в рамках VII Петербургского Международного Газового форума, эксперты говорили о будущем электротранспорта и о его влиянии на потребление традиционного моторного топлива. По их мнению, это будущее будут определять три тенденции – развитие электромобилей, беспилотного транспорта и каршеринга.
На прошлой неделе в «Экспофоруме» состоялся VII Петербургский Международный Газовый форум. «Строительный Еженедельник» выступил информационным партнером мероприятия.
Мечты и факты
Электромобили – пока всего лишь модная тенденция, но она серьезно изменит мир в средне- и долгосрочной перспективе, считает Максим Нечаев, директор по консалтингу компании IHS в России.
«Многие из экспертов говорят о том, что использование электромобилей уже в обозримом будущем сократит потребление традиционного моторного топлива. Есть и обратное мнение, что в скором времени ожидается пик спроса на нефтепродукты, после прохождения которого объемы их потребления будут падать. Однако подавляющее большинство экспертов едины во мнении, что эпоха жидкого топлива близка к своему закату», – рассуждает г-н Нечаев и добавляет: «Насколько скоро это произойдет, будет во многом зависеть от трех тенденций – роста использования электромобилей, распространения беспилотного транспорта и каршеринга».
«Каршеринг позволяет совместное пользование автомобилями, что увеличивает эффективность их загрузки. Под влиянием каршеринга стоимость использования автомобиля в ближайшие 10 лет уменьшится в 3-5 раз. Страховки, топливо, обслуживание автомобиля, парковка – существенные расходы. Уже сейчас в крупных городах стоит вопрос об использовании каршеринга как альтернативе владения личным автомобилем», – отмечает Максим Нечаев.
Распространению электромобилей препятствует сразу несколько факторов, отмечает Максим Нечаев. Так, целесообразность использования электромобилей в странах с экстремальным климатом (холодным или жарким) подвергается сомнению из-за ограниченности заряда батарей. «В странах с умеренным климатом нет насущной необходимости в обогреве автомобиля или его кондиционировании, в то время как в странах с экстремальным климатом – это почти ежедневная потребность», – говорит он.
Другое ограничение – запас хода и время зарядки электромобиля. В зависимости от продолжительности хода электромобили разделяются на три класса – бюджетные имеют запас хода 200-300 км на одной зарядке, среднего уровня – 300-400 км, высокого уровня – 400-500 км.
Минимальное время зарядки автомобиля (на электрозаправочной станции высокой мощности, при условии зарядки 80% с запасом хода 150-200 км) составляет 30 минут. «Эти две характеристики – время зарядки и запас хода – очень важны, особенно для стран с экстремальным климатом», – подчеркивает Максим Нечаев.
Рост не у всех
Темпы роста использования электромобилей в мире существенны, говорят эксперты, но по странам распределены крайне неравномерно. «В США и Европе, где существует и достаточная для развития электромобилей инфраструктура, и выделяются на эту сферу значительные субсидии, темпы распространения электромобилей не такие высокие, как в Китае и Японии. За прошлый год прирост использования электромобилей в Европе и США был меньше 10%, а в Китае и Японии – более 100%», – приводит статистику Максим Нечаев.
Вместе с тем, использование электромобилей в странах Северной Европы приобретает существенный стимул. «Например, Норвегия выделила за последние пять лет около 7 млрд долларов прямых и непрямых субсидий на стимулирование распространения электромобилей. В Норвегии использование электромобилей достигает наивысшей доли в Европе – более 30%», – рассказывает г-н Нечаев.
Но для глобальной нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли важна вовсе не Европа, а развивающиеся рынки – например, Китай. «Китай на правительственном уровне обсуждает возможность ограничить производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже с 2030 года. А это огромный рынок, – говорит Максим Нечаев. – Китай и Япония будут локомотивами перехода на электромобили как в Юго-Восточной Азии, так и во всем мире».
Электромобиль vs высокотехнологичное топливо
«Мы уже сегодня фиксируем снижение спроса на моторное топливо, – говорит Наталья Шуляр, председатель подкомитета по моторным топливам Торгово-промышленной палаты РФ. – Правительство Москвы четко транслирует автовладельцам: ваши машины в городе не нужны. Расходы на парковку в столице сегодня втрое превышают расходы на топливо».
Падение спроса на обычное моторное топливо в первую очередь будет зависеть от увеличения эффективности топливной составляющей, снижения расхода топлива на традиционных автомобилях, считает Наталья Шуляр и полагает, что вопросам нефтепереработки правительство страны должно уделять больше внимания. «Согласно расчетам «Газпром-нефти», повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания приведет к сокращению потребления обычных видов топлива на 300 млн т к 2035 году. А эффект от распространения электромобилей будет в 5 раз ниже», – приводит цифры эксперт.
Не топливом единым
Александр Кузьмин, генеральный директор компании «РусХОЛТС», разделяет мнение экспертов, которые считают, что заправочная отрасль, как функция обеспечения топливом автомобилей, должна умереть. «Спрос на бензин действительно снижается. Правда, в основе этого тренда – вовсе не электромобили, а ухудшение экономического состояния граждан», – полагает он.
Спасти АЗС от разорения, по мнению Александра Кузьмина, могут нетопливные бизнесы – магазины и кафе, расположенные при АЗС, а также ряд оказываемых автовладельцам сервисов и услуг. «Уже сейчас нетопливные бизнесы обеспечивают до 50% от общей прибыли заправочной станции», – констатирует он.
Кстати:
По оценкам компании IHS, количество электромобилей к 2030-2035 годам составит от 20 до 40% от объема мирового автопарка.