Технологии экономят время и деньги

Инновационное развитие подземной инфраструктуры в городах с миллионным населением обсуждали в Петербурге в начале октября этого года эксперты научно-технического форума «Тенденции, проблемы и перспективы развития подземного строительства в России».


В Форуме приняли участие эксперты и специалисты крупных проектных, строительных компаний, генподрядных организаций, представители научных институтов, а также российские и иностранные компании-производители специализированного оборудования и техники. Организаторы Форума – Тоннельная ассоциация России и ОАО «Метрострой». Газета «Строительный Еженедельник» выступила информационным партнером мероприятия.
С приветственным словом к собравшимся обратился Вадим Александров, советник губернатора Санкт-Петербурга. Он подчеркнул, что Правительство Петербурга уделяет развитию подземного пространства в городе большое внимание. «Петербург – одна из главных площадок развития метростроения в нашей стране. Опыт петербургских метростроителей необходимо распространить и на регионы», – сказал Вадим Александров и пожелал участникам форума плодотворной работы.
«Интенсивность работы метростроителей во многом определяет экономика, но техническая и организационная часть подземного строительства – это зона нашей ответственности», – отметил во вступительном слове Константин Матвеев, председатель правления Тоннельной ассоциации России.
Представители городского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры рассказали о модернизации транспортной инфраструктуры Петербурга в рамках подготовки к ЧМ-2018. Согласно плану строительства необходимых объектов, разработанному КРТИ, уже открыта путепроводная развязка на пересечении Дунайского и Пулковского шоссе, идет строительство набережной Макарова (строительная готовность объекта – более 70%), возводятся переправа через Неву в районе о. Серный (строительная готовность объекта – более 60%) и мост в районе Яхтенной улицы (его открытие состоялось в мае текущего года), а также строится участок Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина» (завершена проходка двухпутного тоннеля длиной более 5 км, в высокой степени готовности находятся основные конструкции станционных комплексов «Новокрестовская» и «Беговая», начат монтаж инженерного оборудования). Запланированная дата ввода участка в эксплуатацию – 31 марта 2018 года.
О комплексной программе совершенствования технологий сооружения и постоянных конструкций Петербургского метрополитена рассказал Константин Безродный, эксперт ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»: «Так как в Петербурге достаточно непростые инженерно-геологические условия для метростроения, водонасыщенные неустойчивые грунты сменяют плотные кембрийские глины, то, соответственно, физико-механические характеристики оборудования и технологии для работы с разными уровнями должны быть различны. В Петербурге была разработана и одобрена научным сообществом комплексная программа по совершенствованию технологий и конструкций Петербургского метрополитена».
Работа над программой продолжается, говорит Константин Безродный. Одна из текущих задач – добиться полной механизации работы (что сократит сроки строительства) и вернуться к возведению односводчатых станций, строительство которых незаслуженно забыто.
Сергей Мудрицкий, эксперт Управления механизации филиала ОАО «Метрострой», выступил с докладом «Щитовая проходка двухпутных тоннелей».  Главной особенностью возведения двухпутного тоннеля является сокращение сроков и стоимости строительства. Сергей Мудрицкий рассказал, что в январе 2014 года началась проходка первого двухпутного тоннеля в Петербурге на участке Фрунзенско-Приморской линии – от станции «Южная» до станции «Проспект Славы». «Выбор такого решения был обусловлен разницей глубин трассы: линия начинается с глубины 50 м и в районе станции «Южная» выходит на поверхность, где будет находиться электродепо. «Метрострою» для сооружения тоннеля на малой глубине нужно было бы приобрести дополнительные щиты с грунтопригрузом. При этом особенностью работы на первом участке трассы (от станции «Южная» до станции «Дунайский проспект») было то, что расстояние от тоннеля до поверхности земли практически было равно диаметру тоннеля, что порождало риск появления "эффекта крота"», – объяснил Сергей Мудрицкий. Масштаб влияния щита большого диаметра на окружающие грунты более значителен, поэтому в таких условиях, как подчеркнул Сергей Мудрицкий, особенно важным было поддерживать оптимальное давление грунтопригрузов, что предотвратило осадки и вспучивание грунтов.

Мнение:

Вячеслав Смоленков, первый заместитель генерального директора ГК «ГЕОИЗОЛ»:

– Основные инновации для подземного строительства сегодня связаны не столько с новизной или даже опытом использования какой-либо технологии, а с применением нешаблонных технических решений для заглубленных сооружений, с умением грамотно комбинировать их и дорабатывать под конкретные условия строительной площадки. Ведь те же сваи, выполненные по различной технологии, могут по стоимости отличатся в разы. Эффективно решать широкий спектр геотехнических задач развития городского подземного пространства строителям сегодня помогают хорошо известные в мире и проверенные временем технологии – «стена в грунте», шпунтовая стенка, технология струйной цементации грунтов jet grouting. Сокращает срок строительства за счет одновременного освоения подземного пространства и возведения наземной части технология top-down.

Кстати:

Всего на Форуме прозвучало боле 20 научных докладов, посвященных актуальным вопросам тоннеле- и метростроения. В рамках Форума состоялось подведение итогов ежегодного конкурса «На лучшее применение передовых технологий при освоении подземного пространства». Во второй день Форума проведены технические экскурсии по стадиону «Санкт-Петербург Арена» и станции «Новокрестовская», а также смотр моста в створе Яхтенной улицы.

рубрика: Подземное строительство
автор: Ольга Фельдман
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.