Не остаться без лифта
Новые правила эксплуатации лифтов игроки рынка считают «сырыми». Из-за отсутствия дополнительных регламентов эти правила пока не позволяют быстро запустить в работу подъемное оборудование в жилых домах.
Вступившие в силу 30 августа 2017 года новые федеральные правила использования и содержания лифтового хозяйства многими организациями и другими структурами, кого они касаются, пока не выполняются. Такие выводы делают эксперты рынка. Следовать всем нововведениям невозможно из-за недоработанности нормативного документа.
Требуются пояснения
Новые правила эксплуатации подъемных механизмов были введены из-за необходимости соответствия регламенту Таможенного союза и крайне обветшалому состоянию лифтового хозяйства в стране. По данным Национального лифтового союза (НЛС), в России из 440 тыс. эксплуатируемых лифтов в жилых домах свой ресурс за 25 лет уже выработали 130 тыс. подъемников.
Между тем, на практике пока многое выходит по-другому. Из-за отсутствия дополнительных пояснений в правилах усложнилось согласование с Ростехнадзором запуска новых лифтов в эксплуатацию. В некоторых домах, прошедших капремонт, готовое к работе оборудование не могут включить уже более двух месяцев.
По оценке экспертов, в Санкт-Петербурге и в Москве таких простаивающих лифтов уже несколько сотен. Схожие проблемы наблюдаются и в других российских городах. На данную ситуацию с лифтами уже обратили внимание представители Общероссийского Народного фронта. Общественники попросили Ростехнадзор и представителей рынка как можно быстрее отрегулировать ситуацию.
Представители отрасли новые требования считают нужными, но делают вывод, что они «сырые» и нуждаются в дополнительных пояснительных регламентах. Только в этом случае они смогут выполняться эффективно.
В компании «МЛМ Нева трейд» отмечают, что отдельные нормы новых правил противоречат другим законодательным актам более высокого порядка. Кроме того, есть расхождения с 238-ФЗ по поводу аттестации специалистов, а также некоторые расхождения с Техническим регламентом. С одной стороны, эти расхождения вроде бы и небольшие, считают эксперты, но, с другой стороны, они могут приводить к разного рода конфликтным ситуациям. Когда эти правила вводили, необходима была более тщательная проработка вопроса и нужно было предусмотреть последствия введения этих правил.
Тем не менее, по мнению директора по развитию бизнеса экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт» Максима Клименко, в большинстве своем новые правила выполнимы. Возникнуть могут только финансовые сложности у ТСЖ и небольших управляющих компаний, связанные с дополнительными расходами на персонал и обслуживание лифтов.
Вместе с тем, по словам эксперта, быстро решить проблему лифтового хозяйства вряд ли получится, а вот эффективно решить – вполне. «Для этого надо только расширить функции Ростехнадзора, Жилинспекции и других госведомств в вопросах надзора за лифтами. А также установить меры ответственности за нарушение требований к эксплуатации лифтового оборудования – ввести штрафы для юридических и должностных лиц, административное приостановление деятельности, дисквалификацию руководящих сотрудников и т. д.», – считает Максим Клименко.
Ускорить замену
Генеральный директор компании «МЛМ Нева трейд» Игорь Янукович отмечает, что на сегодняшний день в лифтовом хозяйстве существует целый ряд проблем: «Прежде всего – изношенное оборудование в старом фонде. Город нуждается в кратном увеличении количества монтируемых лифтов по программе замены для того, чтобы выполнить требование Технического регламента. Фонд капитального ремонта ежегодно проводит конкурсные процедуры по замене лифтового оборудования, в среднем 1500 единиц. В этом году, при поддержке Минстроя РФ, запущена и реализуется на практике программа ускоренной замены лифтов. Суть проста: замена сейчас, а оплата работ происходит в рассрочку на 3 года и более. Тем не менее, этого явно недостаточно».
Также, по словам Игоря Януковича, к числу других трудностей, связанных с лифтовым хозяйством, традиционно относятся: низкий тариф на техническое обслуживание лифтов и диспетчеризацию, отсутствие расценок на экспертизу, высокая просроченная задолженность управляющих компаний за оказанные работы. «Из других отрицательных трендов мы отмечаем снижение поставок оборудования в новое строительство, а также ухудшение финансового состояния и дисциплины в строительной и смежных отраслях, в том числе – лифтовой. Мы видим большое количество банкротств строительных компаний, замораживание большого количества объектов, все большее внедрение бартера в качестве оплаты за поставляемое оборудование и выполняемые работы», – подчеркивает эксперт.
Мнение:
Игорь Янукович, генеральный директор компании «МЛМ Нева трейд»:
– Мы приветствуем возвращение надзорных органов в лице Ростехнадзора. Лифты должны находиться под контролем. Но пока с выполнением нового постановления об эксплуатации лифтов есть сложности, так как нет регламента, как его выполнять. Возникла ситуация, при которой в Петербурге уже порядка 500 лифтов в рамках программы капитального ремонта заменены, но не эксплуатируются, так как есть определенные проблемы. Надеемся, что после того, как регламент зарегистрирует Минюст, эта проблема разрешится.