Режим разморозки

За 2017 год в Петербурге не было введено в эксплуатацию ни одного крупного торгового центра. Такая ситуация в городе сложилась впервые за 10 лет. Однако по сравнению с прошлым годом инвестиционная активность на рынке коммерческой недвижимости начинает расти.


Как сообщил генеральный директор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев, общий объем сделок на рынке коммерческой недвижимости в 2017 году составил 989 млн долларов, что на 28% больше, чем в 2016 году. В структуре сделок лидирует ритейл (44%). Доля иностранных инвестиций в общем объеме составила 15%, и, по данным Андрея Косарева, зарубежные компании постепенно стали возвращаться в Петербург.
Что касается объемов ввода, то показатели этого года стали самыми низкими за последние пять лет. В сегменте офисной недвижимости было введено 174 тыс. кв. м, складской – 67 тыс. кв. м, а торговой – ни одного.
По словам Андрея Косарева, 49% качественных торговых центров города были построены 11-15 лет назад, из-за чего многие из них нуждаются в реконцепции. Согласен с данной точкой зрения и главный архитектор Института современных строительных технологий (входит в ГК «Развитие») Олег Потапченко. Он уверен, что существующие форматы торговой недвижимости изжили себя – рынок стагнирует, а конкурентность проектов повышается. «Кроме того, город практически не располагает участками требуемого размера с привлекательной локацией. Вместе с тем, мы можем увидеть совсем нестандартные и интересные проекты освоения внутреннего пространства кварталов городского центра. Проекты такого масштаба сложны в реализации, но премией за риск является стабильный актив высочайшего качества, а значит, его появление – вопрос времени», – сказал Олег Потапченко.
Исполнительный директор по управлению торговыми центрами SRV в России Патрик Сьоберг добавил, что рынок переживает волну реконцепции существующих ТРЦ уже сегодня. «Это закономерно, так как покупатель стал более требовательным: он больше не хочет мириться с некачественными ТРЦ и неудобными магазинами. Также нужно учитывать и тот фактор, что молодая активная часть населения путешествует по миру и получает более удачный опыт шопинга. Естественно, что эти новаторы хотят то же самое видеть и у себя дома. Поэтому правильно сделанная реконцепция и продуманный маркетинг позволят вдохнуть жизнь в утратившие былую славу торговые центры», – объяснил Патрик Сьоберг.
В офисном сегменте недвижимости, по мнению Андрея Косарева, инвесторы также уходят от нового строительства к реконструкции объектов. Продолжится эта тенденция и в следующем году. Управляющий партнер компании IPG.Estate Иван Починщиков также добавил, что в данном сегменте наблюдается рост объема сделок по схеме build-to-suit, а также ощущается нехватка качественных площадей, особенно в Московском районе. Кроме того, поскольку предложение на рынке ограничено, в городе растет число запросов на покупку зданий или территорий в производственном сегменте. «Если говорить о перспективах, то строить новые качественные объекты класса А необходимо, поскольку до сих пор присутствует спрос на такие площади как со стороны нефтегазовых компаний, так и других крупных игроков. При этом важно реализовать проекты и класса В, и В+, которые соответствуют запросам других участников», – считает Иван Починщиков.
Он также добавил, что во всех сегментах рынка коммерческой недвижимости наблюдается сдержанная активность: инвесторы боятся рисковать. Исключение составляет только гостиничный сегмент. «В преддверии ЧМ-2018 игроки рынка стали больше интересоваться покупкой земель или объектов, которые потенциально можно переформатировать под трехзвездочные гостиницы, апартаменты и хостелы. Приближающееся масштабное спортивное событие заставило активизироваться тех, кто увидел перспективы в строительстве гостиниц, апартаментов и хостелов», – считает Иван Починщиков.
Однако Олег Потапченко на этот счет другого мнения. Он объяснил, что гостиничные проекты требуют серьезных вложений со сроком окупаемости порядка десяти лет – и разовое мероприятие не может оказать заметного влияния на развитие данного сегмента. «Скорее, следует обращать внимание на общий уровень деловой активности, привлекательности для туристов и развития городской среды в целом», – заключил он.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Ольга Кантемирова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.